УДК: 
373.5.016:81:376-056.264
Тараканова Алла Алексеевна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина, a.tarakanova@mail.ru, Санкт-Петербург

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА

Аннотация: 
Исследование посвящено определению специфических особенностей мыслительных операций у младших школьников с дисграфией. В результате анализа экспериментальных данных выделено несколько групп детей с нарушениями письма с учетом структуры нарушения, уровня сформированности мыслительных операций, соотношения вербальных и невербальных показателей. Реализация выявленных в процессе исследования потенциальных возможностей развития познавательной деятельности учащихся данной категории позволяет расширить представления об индивидуальных особенностях мыслительной деятельности детей с нарушениями речи и существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, направленного на устранение специфических расстройств письма.
Ключевые слова: 
мыслительные операции, специфические нарушения письма, дисграфия, сукцессивный и симультанный анализ и синтез, познавательная деятельность
Библиографический список: 

1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994. – 68 с.
2. Брайт Л. Развиваем интеллект: [Перевод с англ.] – С-Пб.: Питер-экспресс, 1997. – 158 с.
3. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990. – 183 с.
4. Гуревич К. М. Перспективы изучения динамики умственного развития школьника. В сб.: Современные проблемы психологии мышления / Под ред. Г.А. Берулавы. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994. – 86 с.
5. Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование. – М.: Педагогика, 1990 – 160 с.
6. Демьянов Ю. Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: автореф. дис. … канд. мед. наук. - Л., 1971. – 20 с.
7. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М.: Педагогика, 1973. – 150 с.
8. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. – Л.: Медицина, 1982. – 126 с.
9. Каплунович И. Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления // Вопросы психологии. – 1987. – №6. – С. 115.
10. Ковшиков В. А., Элькин Ю. А. О состоянии мышления и его соотношения с речью у детей с экспрессивной алалией // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. - Л.: Изд-во ЛГПИ, 1979. – С. 44–70.
11. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. – С-Пб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.
12. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. – 2000. – №4. – С. 17–22.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., Периодика, 1975. – 287 с.
14. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.
15. Мартынов Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дисграфиков. В сб.: Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1967. – 235 с.
16. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: учебное пособие. – С-Пб.: Стройлеспечать, 1995. – 64 с.
17. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития./ Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. – М.: Педагогика, – 1986. – 204 с.
18. Прищепова И. В. К вопросу о методике изучения дизорфографии у учащихся младших классов, страдающих нерезко выраженным ОНР // Нарушение речи, методы изучения и коррекции. – С-Пб.: Образование, 1993. – 132 с.
19. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения: Экспериментальные исследования.[Сб. статей] / Под общ. ред. С.Л. Рубинштейна. – М.: Изд-во Акад. пед. наук СССР, 1960. – 168 с.
20. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления у детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.
21. Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. – С-Пб.: Иматон, 1993. – 57 с.
22. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.