УДК: 
373.3/5+159.923
Морозюк Светлана Николаевна
Доктор психологических наук, Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, зав. кафедрой психологии, действительный член Европейской Академии Естественных Наук, Московский педагогический госу¬дарственный университет, 7085963@mail.ru, Москва
Гасанова Диана Имиралиевна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий и методик, Дагестанский государственный педагогический университет, gasanovadiana@yandex.ru, Махачкала

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Аннотация: 
В статье авторы обосновывают актуальность проблемы научного поиска и соз¬дания новых технологий развития познавательной активности с самого раннего детства в свете современных требований информационного общества, излагают свою позицию по отношению к проблеме развития познавательной активности посредством рефлексивных технологий. Ав¬торы предлагают целостную образовательную концепцию, в которой рефлексия рассматрива¬ется как некий универсальный механизм, действующий на протяжении всего процесса раз¬вития личности, как средство и метод развития познавательной активности начиная с раннего детства. Обращение к периодизации психического развития позволило исследователям гипо¬тетически определить сензитивные периоды в развитии познавательной активности в тесной связи с рефлексией, описать ее своеобразие и соответственно определить задачи развития и роль рефлексии в этом процессе.
Ключевые слова: 
познавательная активность, рефлексия, рефлексивная технология, субъ¬ект, субъективность, рефлексивность мышления
Библиографический список: 

1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности. – М.: Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1999. – 246 с.
2. Адамян Л. И. Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности: дисс. канд. психол. наук . – М., 2011.
3. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. … дис. д-ра психол. наук. – М., 1998. – 42 с.
4. Волкова E. H. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. – М., 2005. – N З. – С. 33–40.
5. Гасанова Д. И. Особенности взаимосвязи характера педагогов с рефлексией //Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 83–86
6. Крайнова Ю. Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетентности будущих педагогов: дисс. … канд.психол. наук. – М., 2010. – 156 с.
7. Лисина М. И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни / / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. – М.: МПСИ, 2005. – С. 148–168.
8. Морозюк С. Н. Саногенная рефлексия, акцентуация характера и эффективность учебной деятельности: монография. – МГТУ, 2000. –
9. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека // Ин-т психологии РАН ; психологический ин-т РАО. – М. : Наука, 2010 . – 519 с.
10. Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С. 58– 64.
11. Павлюченкова Н. В. Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности: дисс… канд. психол. наук. – М., 163 с.
12. Прокофьева Т. В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: автореф…. дисс. канд. психол. наук. – Волгоград, 2001. – 19 с.
13. Рубинштейн С. Л. Мышление. Общая психология. Тексты: В 3 т.: Субъект познания. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп.. – М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2005. – 686 с.
14. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. – 1985. – №3. – С. 31– 40.
15. Степанов С. Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач: автореф. … канд. психол. наук. – М., 1984. – 23 с.
16. Смолева Т. О. Рефлексия значимых взрослых как фактор эмоционального благополучия ребенка: монография. – Иркутск: Изд-во иркут. гос. пед. ун-та, 2003, – 160 с.
17. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., АКАДЕМИЯ, 2006. – 196 с.
18. Чеснокова Г. С. Нарастание трудностей как фактор проявления кризиса развития учителя //Сибирский педагогический журнал. – 2014. – №4. – С. 82– 86.