УДК: 
37.01
Золотухин Сергей Александрович
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования, Курский государственный университет, moodlefree@yandex.ru, Курск

РЕТРОСПЕКТИВА ВЗГЛЯДОВ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНТЕРАКЦИЙ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация: 
В статье подробно рассматривается генезис исследований в области компьютерно-опосредованной коммуникации, начиная с первых работ, отрицающих наличие качественного взаимодействия в интернет-пространстве к гибким, контекстно-зависимым моделям. Особое место занимает рассмотрение трудов Walther J. и ее теории гиперперсональных связей. Показаны ключевые особенности коммуникации в киберпространстве в соответствии с современными представлениями. Отдельное внимание уделяется рассмотрению понятия социального присутствия, которое является ключевым при рассмотрении интернет-коммуникаций.
Ключевые слова: 
компьютерно-опосредованная коммуникация, социальное присутствие, гиперперсональная модель компьютерно-опосредованной коммуникации, коммуникация в ин¬тернет-пространстве
Библиографический список: 

1. Altman M., Walther J. B., & Edelson D. C. (1997). Electronic collaboration and problem-based learning. Paper presented to the Computers in Healthcare Education Symposium, Health Sciences Libraries Consortium, Philadelphia.
2. Giddens A. (1984). The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration, Cambridge: Polity Press.
3. Gunawardena C. N., & Zittle, F. J. (1997). Social presence as a predictor of satisfaction within a computer-mediated conferencing environment. American Journal of Distance Education , 11(3), 8–26. doi:10.1080/08923649709526970
4. Harre R. & Van Langenhove, L. (1991). Varieties of positioning. Journal for the Theory of Social Behaviour, 21, 393-408.
5. Hian L. Chuan, S. Trevor, T. and Detenber, B. (2004). Getting to know you: Exploring the development of relational intimacy in computer-mediated communication. Journal of Computer-Mediated Communication. 9 (3). Retrieved May 1, 2013 from http://jcmc.indiana.edu/vol9/issue3/detenber.html.
6. Lea M., O’Shea T., Fung P., & Spears R. (1992). Flaming in computer-mediated communication. In M. Lea (ed.), Contexts of computer-mediated communication. Hemel Hempstead: Harvester Weatsheaf (pp.89-112).
7. Mantovani G. (1996). New communication environments: from everyday to virtual. London: Taylor & Francis
8. Richardson J. C., & Swan, K. (2003). Examining social presence in online courses in relation to student perceived learning and satisfaction. Journal of Asynchronous Learning Networks , 7(1), 66–88.
9. Short J., Williams E., & Christie B. (1976). The social psychology of telecommunications. London: John Wiley & Sons.
10. Spears, R., & Lea, M. (1994). Panacea or panopticon? The hidden power in computer-mediated communication. Communication Research, 21, 427–459.
11. Sproull L., & Kiesler S. (1991). Connections: New ways of working in the networked organization. Cambridge, MA: MIT Press.
12. Tu C. H., & McIsaac M. S. (2002). An examination of social presence to increase interaction in online classes. American Journal of Distance Education , 16(3), 131–150. doi:10.1207/S15389286AJDE1603_2
13. Walther, J. B. (2011). Theories of computer-mediated communication and interpersonal relations. In M. L. Knapp & J. A. Daly (Eds.), The handbook of interpersonal communication (4th ed., pp. 443-479). Thousand Oaks, CA: Sage.
14. Walther J. B., DeAndrea D. C., & Tong S. T. (2010). Computer-mediated communication versus vocal communication in the attenuation of preinteraction impressions. Media Psychology, 13, 364-386. doi:10.1080/15213269.2010.524913