УДК: 
378+37.0
Засмолина Наталья Петровна
аспирант, Новосибирский государственный педагогический университет, zasmn@yandex.ru, Новосибирск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Культура самоорганизации подростка: становление в воспитании

Аннотация: 
В статье актуализируется важность раннего становления культуры самоорганизации подростков и обосновывается суждение о том, что вектор педагогического содействия должен быть направлен на повышение уровня самоорганизации личности. Цель статьи – выявить и обосновать сущность этапов становления культуры самоорганизации подростков в процессе воспитания. Методология. В ходе данного исследования использовались анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, метод включенного наблюдения, анкетирование педагогов и обучающихся 13–14 лет, обобщение педагогического опыта. Результаты. Опираясь на ведущие педагогические идеи Е. А. Александровой, Н. Б. Крыловой и Т. А. Ромм, в ходе теоретического и эмпирического исследования на основе интеллектуально-игровой деятельности нами выявлены и обоснованы основные этапы становления культуры самоорганизации подростка – это инициация, инкультурация и преобразование. Эффективность педагогического содействия на каждом этапе достигается, если стратегиями воспитания учителя становятся совместная деятельность, субъект-субъектное взаимодействие, обучение эффективным способам самоорганизации, развитие субъектности и социальности подростка через культурные практики. Заключение. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что эффективным средством воспитания культуры самоорганизации подростка является интеллектуально-игровая деятельность, развивающая личностные качества и способности подростка, обеспечивающие формирование и развитие самоорганизации как условия эффективности личности в современном обществе.
Ключевые слова: 
культура самоорганизации личности; самоорганизующаяся личность; инициация; инкультурация; преобразование
Библиографический список: 

1. Засмолина Н. П. Оценка уровня самоорганизации подростков // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – С. 141–147.
2. Александрова Е. А., Дмитриева О. И., Кабанова М. И., Раева А. В. Самоопределение в культуре как результат эмоционального проживания ситуаций ценностного выбора на основе личностного потенциала // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 1. – С. 7–18.
3. Крылова Н. Б. Реконструкция культурного опыта ребенка. – М.: Образовательные проекты, 2018. – 195 с.
4. Степанов П. В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / под ред. Н. Л. Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – 48 с.
5. Мудрик А. B. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2008. – № 3 (10). – С. 7–24.
6. Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности: коллективная монография / под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Евладовой. – М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2020. – 144 с.
7. Александрова Е. А., Григорьева М. В., Селиванова Ю. В., Плешкевич Е. А. Гуманизация образовательной среды. – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 160 с.
8. Herskovits M. J. Man and his works: the science of cultural anthropology. – New York: A. A. Knopf, 1948.
9. Жукова И. Н., Лебедько М. Г., Прошина З. Г., Юзефович Н. Г. Словарь терминов межкультурной коммуникации / под ред. М. Г. Лебедько и З. Г. Прошиной. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. – 632 c.
10. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
11. Жукова О. В. Воспитание межэтнической толерантности подростков на основе совместной деятельности школы и национально-культурных объединений в условиях большого города: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Грозный, 2018. – 19 с.
12. Ромм Т. А., Лаврентьева З. И., Анике-ева Н. П., Лаврентьева О. А., Симушкина Н. Ю. Воспитание: формирование социальности человека. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 254 с.
13. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.