УДК: 
373.3/.5+159.922.7
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-инновационного управления, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, Кемерово
Коцарь Юрий Анатольевич
Кандидат биологических наук, доцент, заведующий центром воспитания и развития личности в образовании, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образовании, zentr1118@mail.ru, Кемерово
Кириченко Владимир Владимирович
Кандидат педагогических наук, руководитель структурным подразделением «Бассейн», Средняя общеобразовательная школа № 36, г. Кемерово, kirichenkov68@gmail.com, Кемерово

Реализация механизмов управления качеством образовательной деятельности педагога на основе мониторинга уровня развития личностного потенциала обучающихся

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема разработки обоснованных и эффективных управленческих решений в целях повышения качества образования. Показана значимость здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса для реализации механизмов управления качеством образовательной деятельности в школе. Целью статьи является рассмотрение возможности реализации механизмов управления качеством образовательной деятельности и использования компонентов современного управленческого цикла для разработки эффективных управленческих решений на основе мониторинга уровня развития личностного потенциала обучающихся; комплексное изучение средств, методов и технологий в структуре управления деятельности службы психолого-педагогического сопровождения, направленных на развитие личностного потенциала обучающихся. Методология. Исследование проводится с использованием методов анализа компонентов управленческого цикла, оценки и мониторинга механизмов управления качеством образования с учетом деятельности службы сопровождения и влияния развития личностного потенциала обучающихся на успешность их учебной деятельности. Результаты заключаются в определении уровня сформированности и недостатков механизмов управления качеством образования в целях их дальнейшего совершенствования для разработки управленческих решений сопровождения личности от дошкольника до выпускника школы. Показана возможность осуществления эффективного психолого-педагогического и здоровьеформирующего сопровождения управления повышения качества образования. В заключении делается вывод о том, что возможности мониторинга механизмов управления качеством образования и оценки компонентов управленческого цикла могут быть применены для формирования единых подходов к управлению качеством образования на региональном, муниципальном и школьном уровнях, создания службы психолого-педагогического сопровождения развития личностного потенциала обучающихся.
Ключевые слова: 
управление качеством образования; социально-адаптивная компетентность педагога; личностный потенциал обучающихся; участники образовательных отношений; мониторинг; управленческий цикл; управленческие решения
Библиографический список: 

1. Купавцев Т. С. Педагогическая поддержка в проектировании личностно-ориентированной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 3. – С. 38–46.
2. Авилов О. В. Потенциал человека и его здоровье с точки зрения теории функциональной эквивалентности // Вестник психофизиологии. – 2020. – № 3. – С. 131–134.
3. Кривых С. В. Личностный потенциал профессионального развития человека // Специфика педагогического образования в регионах России. – 2009. – № 1. – С. 30–31.
4. Мельник Ю. И. Управленческий потенциал как сущностная сила человека // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – № 4-2 (34). – С. 141–155.
5. Ушаков И. Б., Сорокин О. Г. Адаптационный потенциал человека // Вестник РАМН. – 2004. – № 3. – С. 8–13.
6. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 1. – С. 16–24.
7. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Руднева Е. Л. [и др.] Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. – М.: Омега-Л, 2016. – 443 c.
8. Автушенко Н. В., Казин Э. М., Красношлыкова О. Г., Кириченко В. В. Процесс активизации личностного потенциала младших школьников на основе здоровьесберегающей деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 3 (47). – С. 187–201.
9. Казин Э. М., Должикова Н. Г., Шерер Т. И., Осипова Т. Ю. Структурно-функциональная основа актуализации личностного потенциала воспитанников и обучающихся в системе «дошкольная образовательная организация – начальная школа» // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 3 (47). – С. 201–210.
10. Казин Э. М., Ласкожевская Е. В., Горная Е. П. [и др.] Организационно-педагогические условия формирования личностного потенциала старших дошкольников // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 3 (47). – С. 211–224.
11. Лидовская Н. Н., Семенкова Т. Н., Градусова Ю. А., Казин Э. М. Психолого-педагогическое сопровождение совершенствования личностного потенциала младших подростков при переходе в основную школу // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 4 (48). – С. 92–106.
12. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Авери-чев Е. Л. [и др.] Актуализация личностного потенциала подростков с ограниченными адаптивными возможностями // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 4 (48). – С. 123–136.
13. Казин Э. М., Абаскалова Н. П., Арлаше-ва Л. В. [и др.] Совершенствование личностного потенциала обучающихся подростков на основе здоровьесберегающего и психолого-педагогического сопровождения // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2023. – № 1 (49). – С. 129–146.
14. Вербовая И. Н., Казин Э. М., Нартико-ева Е. В. [и др.] Организационно-педагогические условия реализации учебной мотивации и адаптационного потенциала старшеклассников // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2023. – № 1 (49). – С. 164–178.
15. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе формирования социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся: монография. – Кн. III. Реализация социально-адаптивной компетентности педагогов в образовательной деятельности / редкол. Н. П. Абаскалова, Р. И. Айзман, С. Ю. Балакирева и др.; под ред. Э. М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2022. – 386 с.