УДК: 
378
Никитская Екатерина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, katamax@yandex.ru, Москва

Использование цифровых технологий в процессе профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы на этапе обучения в высшей школе

Аннотация: 
Цель статьи – анализ применения цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки и профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в ведомственных, гражданских и конфессионально-ориентированных учреждениях высшего образования. Результаты проведенного исследования позволяют определить особенные черты профессиональной социализации в контексте цифровизации обучения в различных типах вузов и сделать выводы о формируемых в процессе обучения цифровых компетенциях. Цифровые компетенции будущего сотрудника полиции охватывают три базовых направления: навыки, необходимые для обеспечения повседневной профессиональной деятельности; навыки работы с информацией ограниченного доступа в цифровом виде и специальные навыки, позволяющие бороться с преступностью. В гражданских университетах к основным цифровым компетенциям будущих специалистов относят: компетенции по готовности к формированию системы ценностей сетевого общества; компетенции развития мотивации поисковой активности и саморазвития; инструментально-операциональные компетенции и пр. Конфессионально-ориентированные вузы имеют свое структурированное и обоснованное мнение относительно цифровизации образования и обучения, которая базируется прежде всего на воззрениях Русской Православной Церкви как социального института и ее главы – Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, в основании которых лежат догматы православного вероучения. В заключении делается вывод о том, что проблематика цифровизации современного процесса обучения актуальна как для ученых и специалистов практиков различных отраслей социально-гуманитарного знания, так и для будущих специалистов социальной сферы обучающихся в различных типах вузов.
Ключевые слова: 
социальная сфера; профессиональная социализация; процесс обучения; цифровизация; специалист социальной сферы; учреждения высшего образования
Библиографический список: 

1. Вербицкий А. А. Проблемы и риски цифровизации обучения // Психотехнологии в бизнесе и образовании: сборник материалов IV международной научно-практической конференции (Москва, 01 марта 2019 года). – М.: Индивидуальный предприниматель Афанасьев Вячеслав Сергеевич, 2019. – С. 1.
2. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Организация обучения в современных условиях цифровизации образования // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки: тезисы XI Международной научно-практической интернет-конференции (Москва, 11–16 октября 2021 года). – М.: Общество с ограниченной ответственностью «ПРИНТИКА», 2022. – С. 7–9.
3. Герасимова А. Г. Подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 136–140. – DOI: 10.17513/snt.38148.
4. Кафидулина Н. Н. Цифровизация как тренд: точки роста для российского образования // Интерактивное образование. – 2018. – № 1. – С. 9–14.
5. Романова Г. В. Цифровизация высшего образования: новые тренды и опыт внедрения // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2020. – № 4 (52). – С. 31–36.
6. Ромм Т. А. Воспитательный потенциал образования в эпоху цифровизации // Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка (Санкт-Петербург, 09–10 июня 2022 года). – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2022. – С. 521–522.
7. Евсеева И. Г., Эрдниев А. С. Цифровая имитация административного участка как форма применения цифрового двойника в ведомственном профессиональном образовании // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – № 1. – С. 200–207. – DOI: 10.24411/2073–3305-2022-1-200-207.
8. Гнездилов А. А. Проблемы цифровой трансформации образовательного процесса в вузах МВД России // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2022. – № 22–1. – С. 104–106.
9. Казанцева Л. А., Калиниченко И. А. Педагогические стратегии субъектного подхода в контексте цифровизации образовательного процесса в образовательных организациях МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – № 3. – С. 162–167. – DOI: 10.24412/2658-638X-2021-3-162-167.
10. Ларина Т. В., Склярова О. Н. Особенности процесса цифровизации в военно-учебных заведениях России // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6(85). – С. 83–86. – DOI: 10.24412/1991–5500-2020-685-83-86.
11. Абдуллаева Б. С. К постановке проблемы развития цифровых технологий в педагогическом вузе // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 6–1 (53). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-problemy-razvitiya-tsifro... (дата обращения: 01.02.2023).
12. Гнатышина Е. В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 46–54. – DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.05.
13. Гордиенко О. В., Соколова А. А., Иванов О. А., Федоров В. В. Обучающие возможности QR-кода // Педагогическое образование в цифровую эпоху: сб. трудов международного медиафорума «Педагогическое образование в цифровом обществе: вызовы, проблемы, перспективы» (Москва, 6–7 июня 2019 г.) / под редакцией Т. Н. Владимировой, И. В. Жилавской, О. В. Гордиенко, И. А. Фатеевой. – М.: МПГУ, 2019. – С. 142–149.
14. Рулиене Л. Н. Цифровая грамотность и гуманитарная культура педагога в инновационной образовательной практике // Открытое и дистанционное образование. – 2016. – № 4 (64). – С. 53–58.
15. Парамонов И. Ф. Концепция развития теологического образования в условиях цифровизации // Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11, № 4–1. – С. 56–62. – DOI: 10.34670/AR.2021.31.79.006.
16. Петров А. В. Педагогический опыт формирования профессиональной компетентности будущих теологов в условиях электронной информационно-образовательной среды отечественных и зарубежных вузов // Вестник науки и образования. – 2020. – № 18–1 (96). – С. 51–54.
17. Цифровизация общества и будущее христианства: материалы V Международной научной конференции 24.01.2019 / [отв. ред. И. П. Рязанцев, ред.-сост. Р. М. Плюснин]. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. – 176 с. – (Серия Социология Православия).
18. Аветисян К. Р. Автоматизированная информационная система по работе с индивидуальными планами профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России // Современные цифровые технологии в деятельности образовательных организаций силовых ведомств: концепция, практика, инновации: сборник материалов 3-й Международной конференции (Уфа, 03–04 июня 2021 года). – Уфа: Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – С. 24–29.
19. Лубков А. В., Гордиенко О. В., Соколова А. А. Антропоцентрический принцип цифровизации образования // Наука и школа. – 2020. – № 6. – С. 48–56. – DOI: 10.31862/1819-463X-2020-6-48-56.