УДК: 
316.624
Малик Ася Андреевна
Аспирант кафедры профессионального обучения, педагогики и методики профессионального образования, Сибирский государственный университет путей сообщения, asia.malik@mail.ru, Новосибирск
Агавелян Рубен Оганесович
Доктор психологических наук, директор Института детства, Новосибирский государственный педагогический университета, ruben_h_ag@mail.ru, Новосибирск

НОРМА И ДЕВИАЦИИ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Аннотация: 
В данной работе анализируется проблема философского видения развития понятий «девиация», «норма», «отклонение от нормы», рассматривается филогенез понятия «девиация». Понимание различных аспектов процесса девиации важно для работников сферы образования, особенно в области профессионального, в том числе и в работе с несовершеннолетними правонарушителями как в рамках предварительного следствия, в суде, так и на стадии исполнения наказания. Процесс девиации рассматривается как отклонение от общепринятой нормы поведения в обществе и нарушение закона. Понятие девиации неразрывно связано с понятиями нормы и отклонения от нее и понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. С глубокой древности нарушение социальных, а в дальнейшем и социально-правовых норм люди связывали с дурными привычками, недостатком воспитания, низкой моралью. Разным социальным группам, в том числе и девиантным группам, присущи свои особенные черты и особенности их духовной культуры.
Ключевые слова: 
девиантное поведение, положительная девиация, отрицательная девиация, норма, отклонение от нормы
Библиографический список: 

1. Анисин А. Л. Девиация как проблема философии. [Электронный ресурс]. http://www.a-l-anisin.narod.ru (дата обращения: 25.04.2013).
2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. – М.: Мысль, 1984. т. 4. – с. 137 – 138.
3. Апинян Г. В. О понятии «девиация», «девиантность», «Девиантное поведение» // Известия Российского государственного университета им А. И. Герцена, 2009. – № 118. – с. 119 – 123.
4. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
5. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М. Прогресс, 1965. – с. 518 – 550.
6. Кузьмина Н. В. Этнические девиации в системе правонарушающего поведения [Электронный ресурс]. http://справочно-правовая система «Констультант плюс» (дата обращения: 14.10.2014).
7. Лазарев В. В., Липень С. В. Общая теория права. М., Просвещение. – 96 с.
8. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М.: Зеркало-М, 2002. – 288 с.
9. Лепехина Е. В. Девиантное поведение и особенности субкультуры отдельных видов социальных девиаций [Электронный ресурс]. http:// справочно-правовая система «Констультант плюс» (дата обращения: 14.10.2014).
10. Малик А. А. Сравнительный анализ профориентационной работы в исправительных учреждения США и РФ // Развитие человека в современном мире. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск: НГПУ, 2013 – 400 с.
11. Мапельман В. М., Пенькова Е. М. История философии. Учеб. пособ. Для вузов. – М.: Приор, 1997. – 275 с.
12. Неплох Я. М. Человек, познай себя. Записки психиатра. – СПб: Наука, 1991. – 208 с.
13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994. – 478 с.
14. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / пер. с англ. В. И. Кузнецова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 800 с.
15. Собольников В. В. Коррекция девиантного поведения студентов в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. –2014. – № 4. – С. 173–177.
16. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Педагогика, 1990. – 159 с.
17. Jaclyn E. Barnes, Barbara W. Boat, Frank W. Putnam, Harold F. Dates, Andrew R. Mahlman Ownership of High-Risk (“Vicious”) Dogs as a Marker for Deviant Behaviors Implications for Risk Assessment // Journal of Interpersonal Violence. Volume 21. Number 12. December 2006. р. 1616-1634. [Электронный ресурс]. http://jiv.sagepub.com (дата обращения: 15.10.2014).