УДК: 
378.046.4
Байханов Исмаил Баутдинович
ректор, Чеченский государственный педагогический университет, rector@chspu.ru, Грозный

Концептуальная модель формирования электоральной культуры учителя в специальной кросс-уровневой образовательной среде

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема формирования электоральной культуры учителя в специальной образовательной среде. Цель статьи – концептуальное обоснование формирования электоральной культуры учителя на основе создания кросс-многоуровневой образовательной среды. Методология. В разработке концепции формирования электоральной культуры учителя автор опирался на методологическую основу, которая включает позиции диалектического материализма и ноосферный подход на мировоззренческом уровне, системный и эволюционный подходы на общенаучном уровне, средовой, компетентностный и деятельностный подходы на конкретно научном уровне. Технологический уровень представлен конкретными технологиями, способами, методами, приемами формирования электоральной культуры учителей. Предложенная методология составила основание для проведения эмпирического исследования уровня сформированности электоральной культуры учителей. Был использован метод опроса и анкетирования. Результаты исследования. Электоральная культура учителя представляет собой совокупность гносеологического (электоральная компетентность), аксиологического (электоральная диспозиция), праксеологического (электоральная активность) компонентов, формирующих относительно устойчивую систему знаний, ценностей, норм и моделей электорального поведения, транслируемую учителем в ходе образовательных отношений, способствующую формированию у всех участников образовательного процесса гражданской идентичности и активной жизненной позиции. Выявлены традиции отношения к электоральной активности. Приведен анализ эмпирических данных об отношении к электоральной активности среди учителей в Чеченской Республике. Теоретически обосновано конструирование концептуальной модели формирования электоральной культуры учителя в кросс-многоуровневой образовательной среде с учетом принципов культуросообразности, научности, формирования индивидуальной образовательной траектории. Заключение. По результатам двух организованных опросов среди учителей Чеченской Республики были сделаны обобщающие выводы, содержащие ориентацию на инновации в формировании и развитии электоральной культуры. В этой связи учителям необходимо овладеть компетенциями, позволяющими формировать электоральную культуру у обучающихся: специальные технологии, ориентированные на обучающихся различных возрастных групп, тренинговые занятия с педагогами, позволяющие обрести уверенность в важности трансляции электоральной культуры, в собственном потенциале.
Ключевые слова: 
электоральная культура учителя; концепция; модель формирования электоральной культуры; специальная кросс-многоуровневая образовательная среда
Библиографический список: 

1. Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Моя картина мира. Как человек создает повседневную реальность. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. – 576 с.
2. Суворова Т. Н. Современная информационно-образовательная среда: терминологический аспект, структура, возможности, функции и перспективы развития // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-informatsionno-obrazovate... (дата обращения: 04.02.2023).
3. Панасюк В. П., Елистратова К. А. Кросс-многомерные пространства и среды как факторы инновационного обновления образовательной деятельности // Человек и образование. – 2020. – № 1 (62). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kross-mnogomernye-prostranstva-i-sredy... (дата обращения: 04.02.2023).
4. Елистратова К. А., Панасюк В. П. Формирование многофункциональных результатов образовательного процесса в кросс-многомерной среде школы // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – № 5 (183). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mnogofunktsionalnyh-rezul... (дата обращения: 04.02.2023).
5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 142 с.
6. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение. Педагогическая психология // Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 158–177.
7. Тищенко Н. Г. Построение процесса обучения на образно-эмоциональной основе // Российский психологический журнал. – 2006. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-protsessa-obucheniya-na-obr... (дата обращения: 15.01.2023).
8. Байханов И. Б. Методологические подходы к исследованию особенностей формирования и развития политической и электоральной культуры будущих учителей // Преподаватель ХХI век. – 2022. – T. 2, № 4. – С. 22–38.
9. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1990. – С. 19–174.
10. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. – М.: Изд-во МГППУ, 2002. – 272 с.
11. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. – М.: Педагогика, 2000. – 230 с.
12. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
13. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007. – С. 80.
14. Moos R. Evaluating educational environments procedures, measures, findings, and policy implications. – San Francisco: Jossey-Bass, 1979.
15. Fraser B. J., Treagust D. F. Validity and Use of an Instrument for Assessing Classroom Psychosocial Environment in Higher Education // Higher Education. – 1996. – № 15. – P. 37–57.