УДК: 
378.046.4
Рудакова Елена Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и информатики, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; доцент кафедры геометрии и методики обучения математике, Новосибирский государственный педагогический университет, earudakova@yandex.ru, Новосибирск

Формирование умения целеполагания как неотъемлемого компонента профессионального становления учителя

Аннотация: 
В статье раскрывается понятие целеполагания. В определении понятия цели исходим из того, что цель должна выражать планируемые результаты деятельности. Умение целеполагания рассматривается в качестве системообразующего умения как в подготовке будущих учителей, так и в совершенствовании профессиональных компетенций учителей-практиков. Цель статьи – представить результаты исследования по обоснованию и разработке содержания обучения педагогов, направленного на формирование умения целеполагания. Методологией исследования является системно-деятельностный подход, при котором результаты образования рассматриваются в качестве системообразующего компонента. При анализе психолого-педагогической и методической литературы было уточнено понятие цели в обучении, определены обобщенные области целеполагания – предметные и метапредметные, выявлены проблемы формирования профессиональных компетенций учителя в части целеполагания и пути их решения. Выявление проблем в формировании умения целеполагания происходило как на основе анализа литературы, письменных работ учителей и студентов, так и в процессе наблюдения за их практической деятельностью. В качестве основной методики формирования умения целеполагания выбрана методика SMART – методика постановки «умных» целей. В процессе обучения учителей математики на курсах повышения квалификации, а также обучения студентов – будущих педагогов проводилось в качестве апробации обучение, направленное на формирование умения целеполагания с использованием методики SMART. В заключении делаются выводы о целесообразности организации специального обучения умению целеполагания как будущих учителей-педагогов, так и работающих учителей в рамках повышения квалификации.
Ключевые слова: 
профессиональные компетенции; системно-деятельностный подход; целеполагание; цель; учебное занятие; метод SMART; методика «Зеркало»; проектная деятельность; профессиональный проект; учебный проект
Библиографический список: 

1. Кларин М. В. Технология постановки целей // Школьные технологии. – 2005. – № 2. – С. 50–65.
2. Ансимова Н. П. Психология постановки учебных целей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 267 с.
3. Ансимова Н. П. Сравнительный анализ дефицитов в формировании педагогических ценностей на разных этапах профессионализации // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 6 (123). – С. 46–56.
4. Володина О. В. Об актуальности проблемы целеполагания для обеспечения развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей средствами иноязычного образования //
Педагогические мастерские: сборник научных трудов. Выпуск 19. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 28–30.
5. Мазилов В. А., Слепко Ю. Н., Костригин А. А. Развитие рефлексивных способностей студентов – будущих учителей начальных классов // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 3 (57). – С. 470–485.
6. Игонина Е. В., Шиман М. Ю. О проблеме постановки целей обучения студентов профессиональных образовательных организаций // Управление качеством среднего профессионального образования: материалы Региональной научно-практической конференции. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», 2020. – С. 262–268.
7. Левитес Д. Г. Принцип дидактического кольца как регулятор целеполагания в обучении // Педагогика. – 2021. – Т. 85, № 9. – С. 52–60.
8. Левитес Д. Г. Психолого-дидактическое целеполагание в педагогической деятельности: опыт постановки проблемы и выдвижения гипотезы // Актуальные проблемы психологии в образовании и социальной сфере. сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2021. – С. 157–166.
9. Левитес Д. Г. Теория педагогического целеполагания // Школьные технологии. – 2010. – № 5. – С. 9–18.
10. Мижериков В. А. Целеполагание как системообразующая основа профессиональной деятельности педагога // Журавлевские чтения. Трансформационные процессы в педагогической науке и образовании: Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти Журавлева Василия Ивановича / отв. ред. Н. А. Горлова. – М.: Московский государственный областной университет, 2022. – С. 236–245.
11. Есенкова Т. Ф. Целеполагание как условие результативности деятельности современного педагога // Поволжский педагогический поиск. – 2016. – № 3 (17). – С. 53–57.
12. Кравцов В. В. Педагогическое проектирование в деятельности учителя общеобразовательной школы: целе-ценностные основания // Методологические ориентиры субъектов опережающего образования: сборник статей. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – С. 358–366.
13. Мурзина Н. П. Педагогическое целеполагание в деятельности учителей школы: истоки проблем в теории и практике // Школьные технологии. – 2019. – № 5. – С. 12–17.
14. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения // Образование и наука. – 2012. – № 8 (97). – С. 5–25.
15. Лях Ю. А. Цели обучения современного образования // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 4 (54). – С. 86–92.
16. Дворяткина С. Н., Карапетян В. С., Розанова С. А. Множественность целеполагания в педагогической деятельности: математика на шахматной доске // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 4. – С. 81–92.
17. Дмитриева О. А., Борисова Л. В., Тихоновская Л. Е. Целеполагание как пространство рефлексии современного урока // Педагогический журнал. – 2020. – Т. 10, № 3-1. – С. 261–266.
18. Любушкина Л. А., Молокова В. Н. Психологические особенности постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2020. – С. 225–228.
19. Ерохина Л. Ю. Система заданий в процедуре совместного целеполагания образовательной деятельности // Человек. Социум. Общество. – 2019. – № 3. – С. 20–23.
20. Ахмадишина Э. К. Некоторые приемы работы учителя по формированию умения целеполагания // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей XII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С. 62–64.
21. Ермакова А. Г., Калиакперова Т. Н., Булыга Л. А. Приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. – 2021. – № 4. – С. 222–228.
22. Котова Н. В., Ильясова Д. С., Журба Л. В., Пазылова Г. Ш., Рахымжанова Б. К. Формативное оценивание в обучении: SMART-цели и критерии успешности. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. – 42 с.
23. Иващенко Г. А., Ларева А. П. Целеполагание по методу SMART в дисциплинах профессионального цикла направления «Информационные системы и технологии» как механизм самореализации // Информатика и образование. – 2020. – № 7 (316). – С. 40–46.
24. Бершадский М. Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения / отв. ред. М. А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2011. – 255 с. – (Библиотека журнала «Директор школы». Педагогика; Вып. № 7, 2011).
25. Рудакова Е. А. Подготовка учителя к использованию проектной технологии при реализации ФГОС общего образования // Современные образовательные технологии в подготовке учителей математики, физики, информатики и экономики на основе традиций и инноваций: монография / под науч. ред. Е. В. Андриенко, Т. Н. Добрыниной. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. – С. 227–238.