УДК: 
373.2
Трифонова Светлана Сергеевна
соискатель учёной степени, старший преподаватель, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, svetlana-trifonova87@mail.ru, Красноярск

Результаты внедрения в образовательную деятельность разработанных организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ

Аннотация: 
В статье представлены результаты внедрения в образовательную деятельность разработанных организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ. Представленные результаты позволят обновить, дифференцировать процесс формирования коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях. Цель статьи заключается в интерпретации результатов внедрения в образовательную деятельность разработанных организационно-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ. Методология. В предыдущей статье были представлены исследования компонентов коммуникативных умений, которые могут быть использованы при формировании коммуникативных умений в игровой и познавательной деятельности у детей 4–5 лет с ОВЗ. Исследования проводились с помощью адаптированных, модифицированных методик для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М. И. Лисиной), определения коммуникативных качеств личности и коммуникативных действий (А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой). С учетом полученных результатов были обоснованы и внедрены в образовательную деятельность организационно-педагогические условия формирования коммуникативных умений. Для определения результативности разработанных организационно-педагогических условий было проведено исследование с использованием представленных методик, определяющее состояние трех компонентов (представленных выше) после обновления процесса формирования коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ. В заключении делается вывод о том, что представленные данные диагностического исследования доказывают результативность формирования коммуникативных умений у детей 4–5 лет с ОВЗ с помощью разработанных организационно-педагогических условий. Полученные данные позволят не только обновить образовательную деятельность, но и дифференцированно подходить к ее организации.
Ключевые слова: 
дошкольное образование; коммуникативные умения; организационно-педагогические условия; уровни сформированности коммуникативных умений; дифференцированный подход; коммуникативная деятельность; коммуникативные качества; коммуникативные действия
Библиографический список: 

1. Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
2. Найн А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 44–49.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 414 с.
4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
5. Killen M., Smetana J. G. Social Interactions in Preschool Classrooms and the Development of Young Children’s Conceptions of the Personal // Journal of the Hammill Institute on Disabilities. – 2008. – Vol. 25, № 3.
6. Leman P. J., Macedo A. P., Bluschke A., Hudson L., Wright C. R. H. The influence of gender and ethnicity on children’s peer collaborations // British Journal of Developmental Psychology. – 2011. – Vol. 29, no. 1. – P. 131–137.
7. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 104.
8. Forkosh B., Erstad O. Upbringing in a Digital World: Opportunities and Possibilities // Technology, Knowledge And Learning. – 2018. – Vol. 23. – P. 377–390. – DOI: 10.1007/s10758-018-9386-8/
9. Scott L. C., Kagan S. L., Frelow V. S. Conceptualization of readiness and the content of early learning standards: The intersection of policy and research? // Early Childhood Research Quarterly. – 2006. – Vol. 21. – P. 153–173.
10. Моторин В. В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 11. – С. 53–57.
11. Dubow E. F., Boxer P., Huesmann L. R. Long-term effects of parents’ education on children’s educational and occupational success: Mediation by family interactions, child aggression, and teenage aspirations. Merrill-Palmer Quarterly // Journal of Developmental Psychology. – 2009. – № 55 (3). – P. 224–249.
12. Панкратова И. А., Ибахаджиева Л. А. Развитие родительской компетентности при психологическом сопровождении с применением коуч-технологий // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4 (170). – С. 413. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-roditelskoy-kompetentnosti-pr... (дата обращения: 22.03.2023).
13. Hymes D. On Communicative Competence. – New York: Harmondsworth: Penguin Publ., 1972. – P. 269–293.
14. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход. Инновационные формы работы. – М.: Творческий Центр Сфера, 2006. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением»).
15. Березина Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 8. – С. 80.
16. Sillars A. L., Vangelisti A. L. Communication: Basic properties and their relevance to relationship research // The Cambridge Handbook of Personal Relationships / eds. A. L. Vangelisti, D. Perlman. – 2006. – P. 331–351.
17. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.