УДК: 
374
Смышляев Дмитрий Валентинович
директор, Кузбасский центр физического воспитания детей, cd-80@mail.ru, Кемерово
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-инновационного управления, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, Кемерово
Кириченко Владимир Владимирович
Кандидат педагогических наук, руководитель структурным подразделением «Бассейн», Средняя общеобразовательная школа № 36, г. Кемерово, kirichenkov68@gmail.com, Кемерово
Панина Татьяна Семеновна
Доктор педагогических наук, профессор, советник ректора, Российская государственная специализированная академия искусств, panina1510@mail.ru, Москва
Кошко Наталья Николаевна
Кандидат биологических наук, методист, Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», koshko80@mail.ru, Кемерово

Развитие познавательной мотивации и адаптационного потенциала подростков в зависимости от условий проведения учебно-тренировочных занятий физической культурой и спортом в системе дополнительного образования

Аннотация: 
Цель статьи заключается в выявлении особенностей развития личностного потенциала подростков в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на основе психофизиологических и психолого-социальных характеристик обучающихся подросткового возраста. Анализируется взаимосвязь между адаптивно-развивающими параметрами обучающихся, занимающихся различными видами спорта и не занимающихся спортом. Исследуются особенности психофизиологических и личностных показателей подростков, занимающихся в школьных спортивных клубах и организациях дополнительного образования различного спортивного профиля. Методология. В процессе выявления особенностей адаптивно-развивающего потенциала подростков, занимающихся в школьных спортивных клубах общеобразовательных школ, и подростков, занимающихся в организациях дополнительного образования, нами были изучены параметры физического развития, психосоциальные характеристики с учетом внутренних и внешних ресурсов развития у обучающихся. Результаты исследования. Установлена взаимосвязь познавательной активности и социально-психологической адаптации, познавательной активности и опыта физкультурно-спортивной деятельности, спортивного мастерства у обучающихся школьных спортивных клубов: чем выше уровень социально-психологической адаптации, значительнее опыт организованной двигательной активности и результаты соревновательной деятельности, тем выше познавательная активность у обучающихся. Показано, что в процессе отбора обучающихся в детско-юношеский спорт большую роль играет мотив саморазвития и мотив достижения. В заключении делается вывод о том, что полученные результаты наглядно демонстрируют, что интегрирование двигательной и познавательной деятельности помимо социально-оздоровительного эффекта способствует формированию познавательной мотивации саморазвития, направленной на активизацию морально-нормативных ценностей социализации индивида и обеспечивающей достижение высоких учебных и спортивных результатов.
Ключевые слова: 
личностный потенциал; дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности; подростки; психосоциальные и психофизиологические характеристики личности
Библиографический список: 

1. Рубенкова Л. А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности в социокультурном пространстве дошкольников // Проблемы современного образования. – 2022. – № 3. – С. 209–215.
2. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – 272 с.
3. Антропова М. В., Соколова Н. В. Умственная работоспособность учащихся 1–4 классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Гигиена и санитария. – 1996. – № 5. – С. 17–20.
4. Криволапчук И. А., Мышьяков В. В., Герасимова А. А., Криволапчук И. И., Кесель С. А. и др. Умственная работоспособность учащихся начальной школы при разной организации режима физической активности // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 6. – С. 140–153.
5. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.
6. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология: рук. по физиологии. – М.; Л.: Наука, 1975. – С. 5–67.
7. Елаева Е. Е., Якимова Е. А., Мамаев А. Р. Мониторинговые показатели кардиореспираторной системы студентов как индикатор адаптационных реакций организма на физическую нагрузку // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 43–45.
8. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 1972. – 320 с.
9. Кириченко В. В. Оптимизация здоровьесберегающего сопровождения учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе // Вестник КемГУ. – 2013. – Вып. 3 (55), Т. 1. – С. 75–79.
10. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Красношлыкова О. Г., Арлашева Л. В. и др. Организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего и адаптационного потенциала младших и старших подростков // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 3. – С. 132–144.
11. Piercy K. L., Troiano R. P., Ballard R. M., Carlson S. A., Fulton J. E., Galuska D. A., George S. M., Olson R. D. The Physical Activity Guidelines for Americans // JAMA. – 2018. – Vol. 20, № 320. – P. 2020–2028.
12. Buscemi J., Kong A., Fitzgibbon M. L., Bustamante E. E., Davis C. L., Pate R. R., Wilson D. K. Society of Behavioral Medicine position statement: elementary school-based physical activity supports academic achievement // Translational Behavioral Medicine. – 2014. – Vol. 4, № 4. – P. 436–438.