УДК: 
371.335
Зорков Иван Александрович
Старший преподаватель кафедры физиологии человека и методики обучения, биологии учитель биологии МБОУ «Центр образования №1», Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, ivanatutnet@mail.ru, Красноярск

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО БИОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: 
В статье рассматриваются особенности формирования, развития и состав познавательных знаково-символических универсальных учебных действий в русле процесса обучения биологии в основной школе. Раскрывается сущность процессов моделирования и преобразования знаково-символических моделей для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий, предлагаются измерительные средства, фиксирующие уровень развития универсальных учебных действий в количественном отношении. Авторами статьи разработана обучающая методика, применение которой обуславливает положительную динамику уровня развития универсальных учебных действий, повышение уровня усвоения биологических знаний учащихся благодаря применению системы средств знаково-символической наглядности. В статье приведена модель, отражающая сущность методики применения знаково-символической наглядности в биологическом образовании, а также методические условия, соблюдение которых должно обеспечить положительный результат от использования разработанной модели.
Ключевые слова: 
обучение биологии, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия
Библиографический список: 

1. Бережная О. В. Основы формирования познавательных универсальных учебных действий по биологии в основной школе // «Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации»: материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конф. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2013. – С. 21–24.
2. Богомолова Е. В., Васильева Е. А. Применение метода моделирования для формирования знаково-символических универсальных учебных действий // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2012. – № 3. – С. 80–84.
3. Лебединцев В. Б., Горленко Н. М., Запятая О. В., Клевец Г. В. Индивидуальные маршруты и программы как основа обучения в школе. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2013. – 240 с.
4. Сверчкова Ю. А. Знаково-символическое моделирование учебной информации как средство формирования функциональной грамотности школьников (на примере образовательной области «Естествознание» 5,6 классов): дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2009. – 182 с.
5. Смирнова Н. З., Зорков И. А. Особенности использования средств знаково-символической наглядности при обучении биологии в условиях перехода школ к федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU bulletin) . – 2012. – №12. – С. 149–155.
6. Смирнова Н. З., Зорков И. А. Знаково-символические системы как средство повышения эффективности обучения биологии // Концепт: электронный научно-методический электронный журнал. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. — URL: http: // www. covenok.ru/concept/2012/1247.htm. (дата обращения: 27.09.2014).
7. Тесленко В. И., Залезная Т. А. Профессиональное становление будущего учителя по предметам естественнонаучного цикла (бакалавра, магистра): монография. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – 348 с.
8. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2013. — 48 с.
9. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козловой, А. М. Кондаковой. — Москва.: Просвещение, 2009. – 43 с.
10. Smirnova N. Z., Zorkov Ivan A. The Use of Sign and Symbolic Visual Aids in Biology Teaching under the Conditions of Schools Shift to the Federal State Standards of the Second Generation // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2013. — № 6. – С. 1320–1332.
11. Pilkington T. L. Audio-visual aids to teaching. In ordinary life possible / T. L. Pilkington // Bulletin of royal of psychiatris. – 1986. – № 10. – P. 100-108.
12. Buzan T. Use Your Memory / T. Buzan. – London: BBC Books, 1996. – P. 211.