УДК: 
37.047
Валитова Елена Юрьевна
Аспирант кафедры инженерной педагогики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, valitova-ey@mail.ru, Томск
Стародубцев Вячеслав Алексеевич
Профессор кафедры инженерной педагогики, Национальный исследовательский Томский государственный университет, starslava@mail.ru, Томск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ПЕРСОНИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
В статье обсуждаются вопросы профессионального самоопределения студентов инженерного вуза в контексте индивидуализации и персонификации образовательного процесса. Индивидуализация и персонализация образовательного процесса рассматриваются необходимыми условиями успешного профессионального самоопределения студентов. В статье представлены результаты социологических исследований профессионального самоопределения студентов Томского политехнического университета, проведен анализ проблем профессионального самоопределения студентов высшей школы, выделены педагогические условия, необходимые для их решения.
Ключевые слова: 
профессиональное самоопределение; индивидуализация и персонализация образования; педагогические условия; образовательный процесс
Библиографический список: 

1. Абульханова-Славская К. А. Проблема соотношения личности, индивидуальности, субъекта // Современная личность: Психологические исследования. – М.: ИП РАН, 2012. – С. 17–35.
2. Валитова Е. Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете//Вестник Томского государственного педагогического университета. –2014. – №4(145). – С. 157–162.
3. Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
4. Есаулова М. Б. Развитие высшего профессионально-педагогического образования: аспект персонификации. [Электронный ресурс]. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2012-4_025-029.pdf (дата обращения: 20.09.2014)
5. Есаулова М. Б., Сухобская Г. С., Шадрина Т. В. Персонификация высшего профессионального образования: на пути к самоуправляемому обучению. [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/108-custom-personalization-edu/788... (дата обращения: 20.09.2014)
6. Игнатович Е. В. Хьютагогика как зарубежная концепция самостоятельного обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/hyutagogika-kak-zarubezhnaya-kontseptsi... (дата обращения: 20.09.2014)
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: «Академия», 2004. – 304 с.
8. Ковалева Л. Е. Модель персонифицированного повышения квалификации педагогов ДОУ. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/prezentacii/255-persona.html (дата обращения: 20.09.2014)
9. Обухов В. В., Войтеховская М. П., Сартакова Е. Е. Модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования: постановка задач исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013.– Вып. 13. – С. 76–81.
10. Программа академической и социальной адаптации студентов. – [Электронный ресурс]. URL: http://lms.tpu.ru/course/category.php?id=1981 (дата обращения: 20.09.2014)
11. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю., Психология труда. – М: Академия, 2012. – 480 с.
12. Ретунская Т. Н. Личностное и профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения // Высшее образование в России. – 2009. – №7. – С. 74–78.
13. Старикова Л. Ш. Профессиональное самоопределение и профориентация // Высшее образование в России. – 2007. – № 5. – С. 75 –77.
14. Федорова Ю. А. Профессиональное самоопределение студентов высшей школы // Педагогическое образование в России. – 2011. – №1. – С. 269–273.
15. Holland Y. L. Explorations of a theory оf vocational choice. // J. Appl. Psychol. 1968. – V. 52. – N 1.
16. Super D. E. Vocational development. N. Y., 1957. – 391 p.