УДК: 
378.016
Демченко Зинаида Алексеевна
Кандидат педагогических наук, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики Высшей школы экономики и управления, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, dza.nw@yandex.ru, Архангельск

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА КАК ОБЪЕКТ КОМПЛЕСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ

Аннотация: 
Статья посвящена анализу научно-исследовательской деятельности студентов вуза как ведущему типу современной организационной культуры, обеспечивающей развитие познавательной активности студентов и части образовательной системы, направленной на развитие у студентов ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (оценивающей) деятельности и организационной культуры. Раскрыто концепцептуальное своеобразие инновационного подхода к осмыслению сущностной составляющей научно-исследовательской деятельности студентов на междисциплинарном уровне. В контекст осмысления научно-исследовательской деятельности как педагогического объекта воспитания личности человека культурного и человека культуры впервые введено понятие «ценностно-позитивное отношение» на основе современной эпистемологии и этимологии ценностей, философской герменевтики образования.
Ключевые слова: 
научно- исследовательская деятельность студентов; личностный смысл; организационная культура; ценностно-ориентировочная (или оценивающая) деятельность, ценностное и ценностно-позитивное отношение
Библиографический список: 

1. Гадамер Х.–Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. – 709 с.
2. Демченко З. А. Теоретико-методологические предпосылки формирования ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности студентов университета как основа формирования у них ценностно-смысловой позиции // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 12. – С. 149–159.
3. Демченко З. А. Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (1950-2000-е гг.): исторические предпосылки, концепции, подходы: монография - Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 256 с.
4. Демченко З. А., Орешкина А. К. Развитие индивидуальной, социальной и академической мобильности обучающихся в образовательном процессе современного вуза // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 12. – С. 114–120.
5. Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Философские науки. – 1970. - № 5. – С. 43-54.
6. Микешина Л. А. Современное развитие понятия «ценность» // Ценности и смыслы, 2009. – № 1. – С 8–16.
7. Микешина Л. А.Эпистемология ценностей: монография. – Москва: РОССПЭН, 2007. – 438 с.
8. Новиков А. М. Методология образования. – М.: Эгвест, 2006. – 488 с.
9. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: Академия, 2000. – 888 с.
10. Руденко И. В. Студенческие общества как субъекты внеучебной работы в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 6 – С. 106 –111
11. Сластёнин В. А., Артамонова Е. И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования // Педагогическое образовние и наука, 2002. – № 3. – С. 4–8.
12. Словарь философских терминов / под ред. В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА. – 2007. – 624 с.
13. Doll W.E. Post-modem perspective on curriculum.-New York and London: Techer College Press, Columbia University, 1993. - 215 p.
14. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in client-centered framework. New York, 1959. – 124 p.