УДК: 
37.01:371 (075)
Макашина Ирина Илхамовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, irmak@inbox.ru, Новороссийск

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Аннотация: 
В статье обоснована необходимость рассмотрения проблемы формирования субъектности будущих офицеров в период их обучения в образовательном пространстве гражданского вуза, что обусловлено необходимостью качественной подготовки офицеров, способных принимать решения и нести за них ответственность. Представлен и обоснован способ формирования и развития субъектности будущего офицера на основе ситуационно-функционального подхода. Показано, что применение ситуационно-функционального подхода к процессу формирования субъектности будущих офицеров позволит создать условия для накапливания информации об объектах, включенных в деятельность, и будет способствовать обогащению текущего знания обучаемого и способствовать постепенному превращению его в категорию более высокого уровня – формированию субъектности.
Ключевые слова: 
офицер, субъектность, профессиональная подготовка, компетенция, ситуационно-функциональный подход, образовательная ситуация, морской вуз, образовательное пространство.
Библиографический список: 

1. Лытнева В. В. Подготовка будущих конкурентноспособных специалистов. – Майкоп, 2013. – 108 с.
2. Макашина И. И. Система педагогического обеспечения полипрофильной под-готовки менеджеров для морского торгового флота. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2011. – 228 с.
3. Макашина И. И. Методологические регулятивы полипрофильной подготовки буду-щих офицеров запаса. – РИО МГА имени адм. Ф.Ф.Ушакова. 2010. – 56 с.
4. Макашина И. И., Малиночка Э. Г. Ситуационно-функциональный подход в подготовке менеджеров морского торгового флота. Краснодар: КРО АПСН, 2007. – 44 с.
5. Маричев И. В. Об организации повышения квалификации военных педагогов в образовательном пространстве морского академического комплекса // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки. − 2007. – № 6.− С. 121−123.
6. Маричев И. В. Феномен образовательного пространства и методологические регулятивы его построения // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 4. – С. 52–55.
7. Сайко Э. И. Субъект: созидатель и носитель социального. – М.: Изд-во МПСИ; изд-во НПО «Модек». 2006. – 424 с.
8. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2010. – 144 c.
9. Филатова Е. В. Образовательная ситуация в обучении будущих специалистов транспортного экспедирования основам выработки управленческих решений // Вестник ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова «Эксплуатация, безопасность и экономика водного транспорта». – 2013. – № 1 (2). – С. 98–100.
11. Gardiner H. & Kosmitzki, C., “Lives across Cultures: Cross-cultural Human Development”, 5th edition, – Boston: Allyn & Bacon, 2010.