УДК: 
159.922.8
Умарова Альбина Сергеевна
Магистрант 1 курса, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет, umarowa.albina@yandex.ru, Новосибирск
Белобрыкина Ольга Альфонсасовна
Кандидат психологических наук, Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, olga.belobrykina@gmail.com, Новосибирск

ПОЛОВАЯ СПЕЦИФИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема развития самооценки как структурного компонента самосознания и одного из психологических факторов формирования учебной деятельности учащихся. Показано влияние самооценки на становление индивидуальных особенностей и возрастных характеристик личности в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования дескриптивных характеристик самооценки современного подростка. Выявлено общее и различное в структурно-содержательных параметрах самооценки в зависимости от половой принадлежности подростков. На основе полученных результатов обозначено, что создание оптимальных условий для развития самосознания, воспитания и обучения подростков, предполагает опору на поло-возрастные признаки их самооценки.
Ключевые слова: 
самосознание, самооценка, образ Я, подростковый возраст, дескриптивные характеристики, эмоциональный знак общей самооценки, половые особенности самооценки
Библиографический список: 

1. Арсеньев А. С. Подросток глазами философа // Философские основания понимания личности. – М.: ИЦ «Академия», 2001. – С. 480-545.
2. Белобрыкина О. А. Развитие самосознания в детском возрасте: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2003. – 215 с.
3. Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2002. – 307 с.
5. Бильданова В. Р., Ахметова Г. Ф. Самооценка и ее выраженность в подростковом возрасте //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. – № 1. – С. 142.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
7. Волкова С. А. Анализ эмоционального и когнитивного компонентов самооценки качеств личности учащихся //Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. № 3. – С. 63-64.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1991. – 93 с.
9. Данилова Е. А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. – Ярославль [Б.И.], 2003. – 192 c.
10. Захарова А. В. Генезис самооценки : автореф. дис. … д-ра психол.наук. 19.00.01. – М.: МГУ, 1989. – 44 с.
11. Кон И. С. Открытие Я. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
12. Липкина А. И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64 с.
13. Прихожан А. М. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: Знание, 1990. – 80 с.
14. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
15. Столин В. В., Пантелеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике. – М.: МГУ, 1988. – С. 123-130.
16. Умарова А. С., Белобрыкина О. А. Особенности самооценки современного подростка //Другое образование: взаимодействие общества, семьи и образовательных организаций в эпоху перемен: материалы I Международной научно-практической конференции. – М.: Крылья, 2014. – С. 158-161.
17. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. – 672 с.
18. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 342 с.
20. Guindon M. H. Toward Accountability in the Use of the Self-Esteem Construct. Journal of Counseling & Development. 2002. – № 80(2). – PP. 204-214.
21. Robins R. W., Trzesniewski K. H., Tracy J. L., Gosling S. D., & Potter J. (2002). Global self-esteem across the lifespan. Psychology and Aging. 2002. – № 17. – PP. 423-434.
22. Rosenberg M., & Owens T. J. Low self-esteem people: A collective portrait. In T.J. Owens, S. Stryker, & N. Goodmanm (Eds.), Extending self-esteem theory and research. – New York: Cambridge University Press, 2001. – PP. 400-436.