УДК: 
159.97+378+316.3/.4
Орлова Татьяна Георгиевна
Старший преподаватель кафедры психологии личности и специальной психологии Факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, orlova_tatiana57@mail.ru, Новосибирск

НАРУШЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАК МАРКЕР СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация: 
Девиантное поведение рассматривается как социально-психологическое явление, возникающее в процессе нарушения процессов социализации личности. В статье представлена точка зрения на формирование девиантного поведения студенческой молодежи как следствие нарушения функционирования механизмов социально-психологической адаптации. Рассматриваются коммуникативный, эмоционально-волевой, когнитивный, морально-нравственный аспекты адаптации личности. Описаны личностные особенности, которые могут служить маркерами нарушений социально-психологической адаптации. Показано, что своевременная диагностика и коррекция определенных личностных особенностей способствует профилактике девиантного поведения студенческой молодежи. Обоснована необходимость комплексного подхода к выбору диагностических методов, позволяющей определить взаимосвязь функционирования механизмов адаптации в норме и при отклонении от социальных норм.
Ключевые слова: 
девиантное поведение, адаптация, дезадаптация, механизмы адаптации, маркеры склонности к девиантному поведению
Библиографический список: 

1.Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 384 с.
2. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб.: «Речь», 2001. – 112 с.
3. Козюля В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков. Краткое руководство. Выпуск 8. – М.: «Форум», 1995.  56 с.
4. Орлова Т. Г. Социально-культурное регулирование девиантного поведения юношества в досуговой деятельности //Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №1[26]. – C. 295–300
5. Орлова Т. Г. Психолого-педагогическая диагностическая технология по выявлению групп риска девиантного поведения у молодёжи и подростков: методические рекомендации. – Новосибирск: – ООО «Арт.Лайн», 2010. – 40 с.
6. Психология адаптации и социальная среда: Современные подходы, проблемы, перспективы. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – 624 с.
7. Реан А. А.Психология адаптации личности. – Санкт- Питербург: Прайм- Еврознак, 2008. – 479 с.
1. 8. Сабольников В. В. Коррекция девиантного поведения в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал, – 2014. – № 4. – С. 173–177.
9. Самоактуализация личности и проблема её измерения.  М.: Изд. «Российское педагогическое агенство», 1995.  50 с
10.Berkowitzl Sjciae norms, fulinqs and the factors affeitinq heepinq behavior and altruuz m. Yn: and vanceslu Experimentae Sociae Psyhology. New York. 1972.  Р. 63  108
11.Maddi S.R., Khoshaba D.M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct. Vol. 63. № 2. Р. 265–274.