Мудрик Анатолий Викторович
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии, Московский педагогический государственный университет, amudrik@yandex.ru, Москва
Аннотация:
Актуальность заявленного исследования определяется недостаточной
изученностью того нового, что появилось в процессе социализации подрастающих поколений и того, как позитивно и негативно это новое сказывается на практике воспитания.
Цель статьи – предложить предварительную типологизацию новых феноменов социализации.
Ведущим методологическим подходом в исследовании стал феноменологический, в русле которого применялись методы монографического изучения организаций и сущностей, анкетирование респондентов и беседы с информантами, созерцательное и участвующее включенное наблюдение, изучение научных текстов, материалов прессы и интернет-ресурсов.
Результаты исследования. Исследование подтвердило, что абсолютно новым феноменом социализации стал интернет, породивший киберсоциализацию, которая влияет на факторы социализации, сферы жизнедеятельности детей, подростков, юношей и девушек, виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, диссоциальное, коррекционное). Социализация подрастающих поколений в последние десятилетия происходит в условиях реконструкции ментальности социума, накладывающей отпечаток на соотношение традиционного и инновационного в процессе социализации. Охарактеризованы такие новые феномены, как включение подростков в зарабатывание денег, консьюмеризм, бродяжничество. Особое внимание уделено влиянию на социализацию подростков «челночества» родителей и их участие в «гаражной экономике». Обозначена социальная дифференциация семейной социализации, ее проявление в различных формах. Относительно социально контролируемая социализация получила новые организационные формы во всех видах воспитания, которые «инвентаризированы» в тексте.
Заключение. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями психолого-педагогических дисциплин, студентами и аспирантами в социогуманитарных областях подготовки.
Ключевые слова:
социализация; стихийная социализация; относительно направляемая социализация; относительно социально контролируемая социализация; семейное воспитание; социальное воспитание; религиозное воспитание; диссоциальное воспитание
Библиографический список:
1. Воропаев М. В. Воспитание в виртуальных средах: монография / науч. ред. А. В. Мудрик. – М.: МГПУ, 2010. – 277 с.
2. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а: монография. – М.: МПГУ, 2012. – 212 с.
3. Ромм Т. А., Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, вып. 4 (40). – С. 360–366. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021- 10-4-360-366
4. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. – 2018. – Том 9, № 3. – С. 71–80. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.20180903085.
5. Колтунов Д. А. Современные молодежные субкультуры: характерные черты, факторы формирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2011. – № 3. – C. 60–64.
6. Мосиенко Л. В., Новикова С. А. Социально-педагогический аспект исследования молодежных субкультур // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32525 (дата обращения: 04.06.2023).
7. Мудрик А. В. Социализация человека. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624 с.
8. Салмова О. В. Феномен «челночества»: историко-социологический аспект // Вестник Мордовского университета. Серия «Социологические науки». – 2011. – № 3. – С. 81–84.
9. Ядова Е. Н. Предпринимательство в России 90-х годов. Челночество как социальный ресурс трансформационного периода. – Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 216 с.
10. Селеев С. С., Павлов А. Б. Гаражники: монография. – М.: Страна ОЗ, 2016. – 168 c.
11. Меняйло Д. В., Иванова Ю. А., Меняйло Л. Н. АУЕ – криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 3. – С. 107–111.
12. Завражин А. В., Карманов М. В., Шубина И. В. Молодежная субкультура АУЕ как объект прикладного исследования // Право и образование. – 2021. – № 2. – С. 56–63.