УДК: 
373+37.0
Елисеева Светлана Владимировна
директор, Норильская детская художественная школа имени Николая Павловича Лоя, Eliseevansk@yandex.ru, Норильск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Интегративный характер воспитательного пространства школы: потенциал и перспективы развития

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема актуализации воспитательной стратегии школы посредством интеграции дополнительного образования в воспитательное пространство школы. Цель статьи – обосновать социально-педагогические условия интеграции дополнительного образования в воспитательное пространство школы. Методология исследования строится на основе системного и сетевого подходов. Доказательной базой послужили результаты опытно-экспериментальной работы по апробации интегрирующей программы «Школа космонавтики», полученные с помощью методов анализа, проектирования, анкетирования, интервью, реализации системы мер, интегрированных по своему содержанию, комплексных по видам, формам и технологиям воспитательной деятельности. Результаты исследования. Воспитательное пространство школы рассматривается как педагогически организованный процесс, в который на основе интеграции включены заинтересованные субъекты воспитательной среды, а также как результат инициативной деятельности ее внутренних и внешних элементов, между которыми возникают отношения, направленные на обеспечение реализации субъектной позиции школьника. В рамках интеграционной модели воспитательного пространства школы отработаны образовательные программы, в которых отдельные компоненты видов деятельности могли соединяться друг с другом в зависимости от интересов и способностей школьников, традиций школы, что позволяло формировать содержание всех модулей программы воспитательной работы. Воспитательный процесс осуществлялся в различных средах и ситуациях при реализации принципа совместной деятельности через создание социально-педагогических условий. В результате отмечена положительная динамика развития воспитательного пространства, интегрирующего и сочетающего потенциал дополнительного и общего образования, доказано наличие качественных изменений ценностных ориентиров школьников. Заключение. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность дополнительного образования как равноправного субъекта интеграционных процессов в воспитательном пространстве школы по обеспечению творческого взаимодействия всех субъектов воспитательного пространства. Результаты апробации программы интеграции дополнительного образования в воспитательное пространство школы подтвердили ее значимость и воспроизводимость как опыт расширения возможностей внешней и внутренней интеграции.
Ключевые слова: 
воспитательное пространство; дополнительное образование; интеграция
Библиографический список: 

1. Голованов В. П. Воспитательная составляющая социализации в системе дополнительного образования детей // Социально-политические исследования. – 2022. – № 1 (14). – С. 81–94. DOI: http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-1-14-81-94
2. Груздев И. А., Косарецкий С. Г., Иванов И. Ю., Щеглова И. А., Дремова О. В., Макарьева А. Ю. Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков (5 том доклада «Глобальный ландшафт исследований и перспективных разработок в области укрепления человека»). – М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 51 с. – URL: https://stratpro.hse.ru/mirror/pubs/share/805026194.pdf (дата обращения: 04.03.2023).
3. Сафонова П. Н., Шамрай И. Н. Современная система дополнительного образования детей: особенности, стратегии, тенденции // Вестник МГУКИ. – 2020. – № 4 (96). – С. 158–171.
4. Ромм М. В., Ромм Т. А. Cетевой подход в дополнительном образовании: стратегия и тактика // Вестник Томского государственного педагогического университета – 2019. – № 3 (200). – С. 35–41. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-35-41
5. Ардабацкая И. А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 6. – С. 36–40.
6. Попов А. А. Дополнительное образование: от новаций без системы к системной инновации [Электронный ресурс]. – DOI: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/25/quality_of_education/16093 (дата обращения: 12.12.2022).
7. Данилов Д. А., Корнилова А. Г., Корнилов Ю. В. Социально-педагогическая интеграция в системе воспитания // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3. – С. 88–91.
8. Новикова Л. И., Соколовский М. В. Воспитательное пространство как открытая система (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и современность. – 1998. – № 1. – С. 132–143.
9. Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 35–39.
10. Луканенкова Д. М. Понимание воспитательного пространства вуза как ключевого элемента реализации воспитательной программы российского студенчества // Человеческий капитал. – 2022. – № 6 (162). – С. 70–75.
11. Перминова Л. М. От классических к постнеклассическим представлениям в дидактике и обучении // Педагогика. – 2009. – № 8. – С. 7–14.
12. Дейч Б. А. Дополнительное и основное образование: проблема демаркации // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. – 2013. – № 162. – С. 234–243.
13. Алиева Л. В., Григорьев Д. В., Селивано-ва Н. Л., Степанова И. В., Степанов П. В. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях города Москвы: методическое пособие. – М., 2010. – 55 с.