УДК: 
37.0(567)
Аль-Джазаери Мохаммед Кадхим
аспирант кафедры методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, mohammed.kadim2021@gmail.com, Саратов

Традиции в системе художественного образования в Ираке

Аннотация: 
В статье представлены результаты исследования системы иракского художественного образования посредством включения в нее объективно существующих и целесообразных традиций в различные исторические периоды его развития. Обращено внимание на творческие искания художников во множестве появившихся художественных школ в Ираке в начале XX века, профессиональная деятельность которых отражала реализацию идей современности или/и примирения её с культурным наследием страны. В качестве примера в области скульптуры приведен Памятник Свободы Д. Селим, воплощение которого строилось на идеи сочетания древней истории Ирака с используемыми на тот момент современными темами, техниками и методами в искусстве. Представлена нынешняя система художественного образования Ирака, отправной точкой которой является Академия изящных искусств, выступающая сегодня в качестве ведущего образовательного учреждения художественной направленности среди находящихся в таких городах, как Вавилон, Басра, Девания, Мосул и других институтов искусств. Само художественное образование нами рассматривается как образовательный процесс, помогающий молодым людям с различными взглядами и убеждениями учиться понимать язык искусства, использовать существующие традиции в своем художественном творчестве. В заключении делается вывод, что система художественного образования в Ираке продолжает работать и развиваться с учетом давно существующих и вновь приобретенных традиций в разнообразных художественных школах, отражающих взгляды, убеждения художников в своем творчестве, формирующихся под влиянием истории, культуры, политики своей страны.
Ключевые слова: 
традиции; система художественного образования в Ираке; художественное образование
Библиографический список: 

1. Аль-Машхадани Х. Х. М., Шевченко Е. П. Место Академии изящных искусств в культуре современного Ирака // Развитие личности средствами искусства: материалы V Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Ю. Ю. Андреевой и И. Э. Рахимбаевой. – Саратов, 2018. – С. 3–7.
2. Мельхем Р. А. Арабское наследие и укоренение концепции идентичности в пластическом искусстве, арт-группах и арабских форумах как модели // Журнал популярной культуры. – 2022. – № 56 (15). – C. 14–25.
3. Бабияк В. В. Традиции и новаторство в художественном образовании (историко-искусствоведческий аспект) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2004. – Т. 4, № 7. – C. 198–207.
4. Махди А. С. Эстетическое воспитание в иракских вузах: проблемы, традиции и новации // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2013. – № 1 (22). – С. 54–56.
5. Хамид Аям Тахир. Особенности развития творческого воображения у иракских студентов в процессе дизайн-образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2014. – № 2-3. – С. 231–233.
6. Махди А. С. Диалектика традиционного и новаторского в искусстве современного Ирака // Вестник Дагестанского научного центра РАН. – 2013. – № 49. – С. 126–129.
7. Садун С. Х. Теоретическое и методическое обеспечение обучения живописи студентов 1–2 курсов факультетов искусств в высших учебных заведениях Ирака: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2003. – 24 c.
8. Халаф Абдулкадхим А. Ценностно-ориентированное развитие личности будущего дизайнера в процессе восприятия женского образа в культуре Ирака (на занятиях по живописи): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2015. – 26 с.
9. Халаф Намир Кассам. Формирование ценностного отношения у студентов-дизайнеров к арабской художественной культуре: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2011. – 24 с.
10. Аль Ш. А. Б. С. М., Колесник И. И. Изобразительное искусство Ирака XX века (по материалам Государственного музея Востока в Москве) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. – 2018. – № 2. – С. 3–10.
11. Аль-Аззави М. Пластическое искусство, переплетенное с мировой литературой: свидетельство Ирака // Алиф: Журнал сравнительной поэтики. – 2014. – С. 10–26.
12. Аль Кассеми С. Паломничество в память об иракском художнике Джеваде Селиме [Электронный ресурс]. – URL: https://www.thenationalnews.com/opinion/comment/2021/12/28/a-pilgrimage-... (дата обращения: 28.12.2021).
13. Алгебры Р. Разнообразие стилистического видения в современной иракской живописи // Журнал Вавилонского университета. – 2016. – Т. 24, № 2. – С. 12–15.
14. Аль-Обейдли Р. Фольклор. Эстетические измерения [Электронный ресурс]. – URL: https://cutt.us/cbR02 (дата обращения: 28.11.2022).
15. Королева И. А. Исламские и европейские традиции в художественном образовании современного Ирака // Человек в мире искусства: векторы развития и образования: сборник научно-методических трудов. Выпуск II. – Саратов, 2020. – С. 25–28.
16. Хабибуллин А. А. Система образования в вузах Ирака // Казанский вестник молодых ученых. – 2018. – Т. 2, № 2 (5). – С. 58–63.
17. Колледж изящных искусств Багдадского университета [Электронный ресурс]. – URL: https://cofarts.uobaghdad.edu.iq/?page_id=15009 (дата обращения: 25.11.2022).