Смышляев Дмитрий Валентинович
директор, Кузбасский центр физического воспитания детей, cd-80@mail.ru, Кемерово
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-инновационного управления, Кемеровский государственный университет, kazin_valeol@mail.ru, Кемерово
Кириченко Владимир Владимирович
Кандидат педагогических наук, руководитель структурным подразделением «Бассейн», Средняя общеобразовательная школа № 36, г. Кемерово, kirichenkov68@gmail.com, Кемерово
Панина Татьяна Семеновна
Доктор педагогических наук, профессор, советник ректора, Российская государственная специализированная академия искусств, panina1510@mail.ru, Москва
Кошко Наталья Николаевна
Кандидат биологических наук, методист, Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», koshko80@mail.ru, Кемерово
Особенности развития личностного потенциала подростков в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
Аннотация:
Цель статьи заключается в выявлении особенностей развития личностного потенциала подростков в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности на основе психофизиологических и психолого-социальных характеристик обучающихся подросткового возраста.
В статье актуализирована проблема создания организационно-педагогических условий в процессе реализации тренировочного цикла, адекватных выбранной специализации и регуляторно-поведенческим вегетативным характеристикам обучающихся.
Методология. Одной из центральных методологических проблем, рассматриваемых в статье, является использование комплекса психофизиологического и психолого-социального мониторинга. Исследование психофизиологических и психолого-социальных характеристик проводится с помощью программного комплекса «Школа – Адаптация – Здоровье», имеющего авторское свидетельство.
Результаты исследования. В статье представлены материалы, отражающие особенности развития личностного потенциала подростков; педагогические средства, методы и технологии, использованные с учетом профиля спортивной специализации, индивидуально-типологических, регуляторно-поведенческих механизмов вегетативного статуса индивида.
В заключении делается вывод о том, что развитие личностного потенциала подростков представляет собой процесс комплексного воздействия психолого-педагогических факторов, определяемых организационно-педагогическими условиями, спецификой спортивной специализации обучающихся на основе использования здоровьеориентированного ресурса образовательной организации, обеспечивающей повышение физической подготовленности, психологической устойчивости индивида, коммуникативности, совершенствования морально-нормативных ценностей, социализации индивида, реализуемый с учетом возрастных, психофизиологических (регуляторно-типологических) особенностей.
Ключевые слова:
личностный потенциал; дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности; подростки; спортивная специализация; вегетативный статус; психосоциальные и психофизиологические характеристики личности
Библиографический список:
1. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология: рук. по физиологии. – М.; Л.: Наука, 1975. – С. 5–67.
2. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – 272 с.
3. Piercy K. L., Troiano R. P., Ballard R. M., Carlson S. A., Fulton J. E., Galuska D. A., George S. M., Olson R. D. The Physical Activity Guidelines for Americans // JAMA. – 2018. – Vol. 20, № 320. – P. 2020–2028.
4. Buscemi J., Kong A., Fitzgibbon M. L., Bustamante E. E., Davis C. L., Pate R. R., Wilson D. K. Society of Behavioral Medicine position statement: elementary school-based physical activity supports academic achievement // Transl Behav Med. – 2014. – Vol. 4, № 4. – P. 436–438.
5. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. – М.: МПСИ, 1998. – 304 с.
6. Казин Э. М., Смышляев Д. В., Тушина Г. И. Взаимосвязь показателей физической подготовленности и психосоциальных характеристик у подростков, занимающихся спортом // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 4. – С. 169–176.
7. Исаева Е. Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции // Вестник ТГПУ. – 2009. – Вып. 11 (89). – С. 144–146.
8. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. – М.: Педагогика, 1982. – 240 с.
9. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 350 c.
10. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95, № 12. – С. 1183–1188.
11. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Просвещение, 1972. – 320 с.
12. Авцын А. П. Адаптация и дизадаптация с позиций патологии // Клиническая медицина. – 1974. – Т. 52. – С. 3–15.
13. Артеменков A. A. Динамика вегетативных функций при адаптации к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 4. – С. 59–61.
14. Елаева Е. Е., Якимова Е. А., Мамаев А. Р. Мониторинговые показатели кардиореспираторной системы студентов как индикатор адаптационных реакций организма на физическую // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 43–45.
15. Кириченко В. В. Оптимизация здоровьесберегающего сопровождения учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 3-1. – С. 75–79.