УДК: 
371.13
Хакимова Наиля Газизовна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики им. З. Т. Шарафутдинова, Набережночелнинский государственный педагогический университет, 340268@mail.ru, Набережные Челны
Гумерова Марина Миннигалиевна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики им. З. Т. Шарафутдинова, Набережночелнинский государственный педагогический университет, roelg@mail.ru, Набережные Челны
Садыкова Лилия Равилевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического и специального дефектологического образования, Набережночелнинский государственный педагогический университет, s.l.r73@mail.ru, Набережные Челны

Развитие профессиональных компетенций педагогов по предупреждению и устранению буллинга в школе

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема школьной травли, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности педагогов в вопросах, касающихся предупреждения и устранения буллинга в школьной среде. Профессиональная компетентность определяется нами как способность и готовность педагога к решению педагогических проблем, которая проявляется в способах профессиональных действий, в поведении, педагогической позиции педагога. Проблема статьи – каковы эффективные пути и средства развития компетенций педагогов по предупреждению и устранению буллинга в школе. Цель статьи – описать и обосновать эффективность предложенных путей и средств формирования профессиональных компетенций педагогов по предупреждению и устранению буллинга в школе. Методология. В статье представлено методическое описание деятельности по развитию компетенций педагогов во взаимодействии «университет – школа». Содержание, структура и формы деятельности были спроектированы на основании диагностики уровня сформированности психолого-педагогических компетенций педагогов. Оценка осуществлялась путем решения кейс-задач. Выявленные проблемы педагогов определили программу повышения квалификации педагогов, темы семинаров, а также выбор интенсивных форм работы. Анализ результатов реализации программы повышения квалификации основывался на данных, сопоставляемыx «до» и «после» (test-retest) реализации программы повышения квалификации педагогов. Для оценки эффективности занятий по программе были использованы кейс-задачи. Результаты исследования. Представлена программа повышения квалификации педагогов, направленная на формирование профессиональной компетентности педагогов по предупреждению и устранению буллинга в школе. Заключение. Материалы диагностики профессиональных компетенций педагогов представляют практическую ценность для разработки программ повышения квалификации педагогов по предупреждению и устранению буллинга в школе.
Ключевые слова: 
педагог; воспитательная деятельность; профессиональная компетентность; кейс-задачи; буллинг; участники буллинга; предупреждение буллинга; преодоление школьного буллинга; программа повышения квалификации; методы профилактики
Библиографический список: 

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. – СПб.: Союз, 2002. – 472 с.
2. Беляева Н. Н. Отношение подростков у буллингу и особенности буллинг-структуры школьного класса // Альманах мировой науки. – 2017. – №2–2 (17). – С. 79–82.
3. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. – 2020. – Т. 11, №3. – С. 178–191.
4. Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. – 2010. – № 2. – С. 55–68.
5. Дахин А. Н. Буллинг в школе и не только… // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 6. – С. 208–214.
6. Иванов Р. В., Ермилов К. В. Профилактика буллинга и школьных конфликтов среди подростков в условиях образовательного процесса: сборник трудов конференции // Образование и педагогика: перспективы развития: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2020 г.). – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С. 145–149.
7. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. – 2006. – № 11. – С. 15–18.
8. Кутузова Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. – 2007. – Вып. 1. – C. 72–90.
9. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера; пер. Н. Мухина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 240–276.
10. Пазухина С. В., Бобровникова Н. С. Социально-личностные ресурсы субъектов образовательной среды как основа профилактики буллинга среди подростков // Психолог. – 2018. – № 1. – С. 49–56.
11. Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник ТГПУ. – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 151–153.
12. Селиванова Е. А. Роль учителя в возникновении и разрешении педагогических конфликтов [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchitelya-v-vozniknovenii-i-razres... (дата обращения: 15.04.2023).
13. Собкин В. С., Маркина О. С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 1. – С. 48–57.
14. Соловьев Д. Н. Обзор зарубежных программ профилактики и преодоления буллинга в школе // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия: I Международная научно-практическая конференция. – Таганрог: ООО «Научно-образовательное учреждение «Вектор науки», 2014. – С. 91–96.
15. Черненко Ю. А., Сапрыкина Д. И. Феномен буллинга в российских школах: учителя – жертвы [Электронный ресурс] // Коммуникации. Медиа. Дизайн. – 2018. – Т. 3, № 2. – URL: https://cmd-journal.hse.ru/article/view/8075 (дата обращения: 03.10.2022).
16. Шапкина А. Н. Из опыта антибуллинговой работы в Германии // Известия АСОУ, научный ежегодник. – 2015. – Т. 2, № 3. – С. 59–68.
17. Kochenderfer-Ladd B., Pelletier M. E. Teachers’ views and beliefs about bullying: Influences on classroom management strategies and students’ coping with peervictimization // Journal of School Psychology. – 2008. – № 46. – С. 431–453.
18. Kowalski R. M., Limber S. P., Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. N. Y.: Wiley-Blackwell, 2011.
19. Olweus D., Limber S. P., Flerx V. C., Mullin N., Riese J., Snyder M. Olweus bullyingprevention program: Schoolwide guide. Center City, MN: Hazelden, 2007.
20. Olweus D. Bully-victim problems among school children: Basic facts and effects of a school-based intervention program // The development and treatment of childhood aggression / eds. K. Rubin & D. Pepler. – Hillsdale, NJ: Erlbaum,1991. – P. 85–128.
21. Arora C. M. J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education. – 1994. – № 12. – P. 11–15.