УДК: 
УДК 377.5
Тропникова Валерия Валерьевна
преподаватель, Новосибирский медицинский колледж, Новосибирский государственный университет экономики и управления, v.v.tropnikova@edu.nsuem.ru, Новосибирск

Становление системы среднего профессионального образования в России: проблемы и перспективы развития

Аннотация: 
Подготовка кадров как ресурса преобразований связана с эффективностью государственных управленческих решений отрасли образования; использованием как прямых, законотворческих инструментов, так и косвенных, воздействующих на развитие человеческого капитала, таких как мотивация, индивидуализация, увеличение запаса знаний и профессионального опыта при обучении. Цель статьи – обоснование роли государства в развитии системы среднего профессионального образования (СПО) с выявлением факторов, влияющих на этапы ее трансформации. Методология. Использован анализ литературы по теме исследования в единстве логического и исторического методов познания. Результаты. Показано, что во все исторические периоды государственное регулирование системы образования было значительным. В настоящее время социальная миссия образования усилена; выработаны современные позитивные образовательные стратегии для наполнения рынка труда. Заключение. Определено, что становление системы СПО как исторически сложившейся системы подготовки кадров связано с единством и целостностью общего образовательного пространства России, уникальностью национальной образовательной системы. Достоинством российского опыта является сохранение традиций и преемственности педагогического опыта, непрерывная организация естественно-научного образования, методического наполнения предметов. Инициативы дальнейшего развития системы СПО связаны с политико-экономическими основаниями трансформации. Потребность в сохранении традиционных российских национальных ценностей при подготовке специалиста для технократического общества представляется предметом дальнейших обсуждений.
Ключевые слова: 
система среднего профессионального образования; естественно-научное образование; государственное регулирование; рынок труда
Библиографический список: 

1. Ефанов А. В. и др. Ремесленное образование в России: ценности, содержание, технологии. – Екатеринбург: РГППУ, 2014. – 141 с.
2. Шилов А. И. Профессиональное образование Восточной Сибири в конце ХIХ – начале ХХ в.: монография. – Красноярск: КГАУ, 2014. – 544 с.
3. Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ // Антология педагогической мысли России XVIII века. – М., 1985. – 171 с.
4. Попов В. П. Система среднего профессионального образования в СССР и Российской Федерации в 1917– 2000-е гг.: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2001. – 24 с.
5. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) [Электронный ресурс]. – URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/12464.pdf (дата обращения: 05.04.2023).
6. Магсумов Т. А. Средняя профессиональная школа Казани в конце XIX – начале XX века. – СПб.: Инфо-да, 2010. – 302 с.
7. Хамитова А. И., Иванов В. Г. Основные этапы развития методики преподавания химии // Вестник Казанского технологического университета. – 2006. – № 6. – С. 179–193.
8. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 444 с.
9. Аникст О. Г. Актуальные проблемы профобразования // Народное просвещение. – 1929. – № 3/4. – С. 88–96.
10. Борзилов Ю. П., Федотова О. Д. Теоретическое наследие О. Г. Аникст: педагогический радикализм и его современные проекции. – М.: Мир науки, 2015. – 94 с.
11. Фортунатов А. А. Теория трудовой школы в ее историческом развитии. От Томаса Мора до Карла Маркса. Ч. 1. – М.: Мир, 1925. – 374 с.
12. Фарафонова И. В. Метод проектов в России в начале ХХ века // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 302–307.
13. Маркелова Л. Н. Среднее профессиональное образование Башкортостана 1925–1985 гг.: становление и развитие. – Стерлитамак: СГПА, 2005. – 185 с.
14. Дьяченко В. П. История финансов СССР (1917–1950 гг.). Проблемы советской экономики. – М.: Наука, 1978. – 493 с.
15. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: статсборник. – М.: Информационно-издательский центр, 1990. – 236 с.
16. Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917–1940). Профтехобразование. Профпедагогика. – М.: Высшая школа, 1980. – 287 с.
17. Кузьмин Б. А. Техникумы и училища СССР. – М.: Высшая школа, 1974. – 112 с.
18. Чупрунов Д. И. Специалисты среднего звена: планирование, подготовка, использование. – М.: Экономика, 1984. – 200 с.
19. Поликарпова Т. В. Партийное руководство подготовкой и воспитанием специалистов среднего звена в 1971–1980 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 1984. – 16 с.
20. Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: Опыт поиск, задачи, пути реализации. – М.: Высшая школа, 1987. – 340 с.
21. Горина И. И. Среднее профессиональное образование России в условиях системных реформ (1990-е гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 2004. – 16 с.
22. Жураковский В. М. Упрепление российской государственности: место и роль системы образования. – М.: Гелиос АРВ, 2000. – 423 с.
23. Новиков A. M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. – М.: ИЦПО НПО РАО, 1997. – 254 с.
24. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.
25. Жуков В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития: монография. – М.: Финстатинформ, 1998. – 327 с.
26. Гершунский Б. С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге ХХ века: научно-педагогическая публицистика. – Челябинск: Челябинский филиал ИПО, 1993. – 240 с.
27. Маврина И. А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тюмень, 2000. – 44 с.
28. Новиков А. Постиндустриальное общество – общество знаний // Высшее образование в России. – 2008. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postindustrialnoe-obschestvo-obschestv... (дата обращения: 23.05.2023).
29. История среднего профессионального образования в России / авторский коллектив, руководитель авторского коллектива В. М. Жураковский. – М.: НМЦ СПО, 2000. – 704 с.
30. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2019 году // Информационный бюллетень. – М.: МИРЭА – РТУ, 2019. – 39 с.
31. Шугаль Н. Б., Кузнецова В. И., Кузьмичева Л. Б. и др. Среднее профессиональное образование в России: статистический обзор. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – 72 с.
32. Вербицкий А. А. Теория контекстного образования как концептуальная основа реализации компетентностного подхода [Электронный ресурс] // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. – 2016. – № 2 (2). – С. 6–12. – URL: www.j-chr.com (дата обращения: 05.04.2023).
33. Герус С. А. Теория и практика рационализации процесса обучения химии в средней школе: монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 160 с.
34. Боровская М. А., Беспалов Д. Н., Кирик В. А., Фалалеев А. П., Шевченко И. К. Политико-экономические основания трансформации педагогического образования // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития: монография / науч. ред. Ю. П. Зинченко. – Ростов н/Д.; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 612 с.