УДК: 
378.6:94(574)
Огольцова Елена Геннадиевна
Кандидат педагогических наук, доктор PhD, доцент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный педагогический университет, cmaffia72@mail.ru, Новосибирск
Палецкая Татьяна Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, tpaletskaya@yandex.ru, Новосибирск

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в инклюзивном образовании как психолого-педагогическая проблема

Аннотация: 
В статье поднимается проблема необходимости формирования толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного дошкольного образования. Обоснована объективная необходимость воспитания дошкольников в духе толерантности в связи с изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны и активно развивающейся системой инклюзивного образования. Цель статьи – теоретически и эмпирически исследовать процесс формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации. Методология. Проведен анализ сформированности толерантного отношения к сверстникам с особыми возможностями здоровья по трем критериям: когнитивному, эмоциональному и действенно-практическому. Для этого были использованы следующие методы и методики: наблюдение; беседа; диагностические методики измерения уровня толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ (исследование эмоционального интереса к ровеснику по тесту «Рисунок человека» К. Маховер, исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР), социометрическое исследование «Два домика» Т. Д. Марцинковской). Результаты исследования показали необходимость поиска эффективных педагогических и психологических инструментов для развития доброжелательного и открытого взаимодействия старших дошкольников со сверстниками с ОВЗ. Предложен план психолого-педагогических мероприятий по дальнейшему формированию толерантного отношения к сверстникам с особыми возможностями здоровья в инклюзивном пространстве дошкольной организации.
Ключевые слова: 
инклюзивное образование; толерантность; дошкольный возраст; принятие
Библиографический список: 

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: офиц. текст. – М.: Кремль, 2012. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lgluz1ksw... (дата обращения: 04.03.2023).
2. Алтухова Т. А., Российская Е. Н. Развитие толерантности субъектов образовательной деятельности к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в обеспечении благоприятного психического климата в инклюзивной образовательной среде // Ученые записки. – 2017. – № 4 (44). – С. 128–134.
3. Огольцова Е. Г. Развитие инклюзивного образования: историко-теоретический аспект // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 2. – С. 74–77.
4. Тишков В. А. Российский народ. История и смысл национального самосознания. – М.: Наука, 2013. – 650 с.
5. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. – М.; Ростов н/Д., 2005. – 448 с.
6. Декларация принципов терпимости. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО. – URL: https://base.garant.ru/2561350/?ysclid=lgluuu65do869584291 (дата обращения: 04.03.2023)
7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
8. Рахимова Р. Ф. Толерантная среда как основа инклюзивного образования // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: мат-лы X Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 84–88.
9. Смолянинова А. А. Социально-нравственное воспитание дошкольников с ОВЗ, посещающих группу комбинированного вида в ДОУ // Молодой ученый. – 2020. – № 11 (301). – С. 187–188.
10. Балуца А. С., Моцовкина Е. В. Толерантное отношение к детям с ОВЗ как один из ключевых компонентов инклюзии // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам VI Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Ю. В. Богинской. – Симферополь, 2022. – С. 12–15.
11. Гришко М. В. Толерантность у дошкольников и их родителей в процессе внедрения инклюзивного образования // Преемственность в образовании. – 2019. – № 21 (03). – С. 51–55.
12. Кремнева Т. Л. Инклюзивное образование как шаг к развитию толерантности // Гуманитарные науки. – 2018. – № 2 (42). – С. 11–15.
13. Ермолина В. В., Малыхина Е. В. Организация образовательной среды в аспекте формирования толерантных взаимоотношений у старших дошкольников // СМАЛЬТА. – 2017. – № 3. – С. 23–26.
14. Кудряшова С. К., Кудряшов В. И. Формирование толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74 (4). – С. 137–140.
15. Коротовских Т. В., Чуйкова И. В., Некрасова О. А. Изучение уровня сформированности толерантного отношения дошкольников к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Глобальный научный потенциал. – 2017. – № 1 (70). – С. 21–25.
16. Мартынова В. А., Трубицына М. В. Психолого-педагогические приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста // Социальные отношения. – 2021. – № 2 (37). – С. 34–42.
17. Ледовских Н. К. Нравственные понятия в речи и сознании дошкольника // Детский сад: теория и практика. – 2017. – № 2 (74). – С. 36–43.
18. Челнокова Т. А., Климко Н. В., Паранина Н. А. Развитие инклюзивных практик в зарубежных и отечественных школах в 90-е годы ХХ века // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 7, № 1. – С. 7–17.
19. Чернов Д. В., Парышкова А. О. Толерантное отношение к детям с ОВЗ как условие инклюзии в системе образования // Педагогический профессионализм в образовании: сб. науч. тр. XIII Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2018. – С. 277–281.
20. Огольцова Е. Г. Развитие инклюзивного образования: историко-теоретический аспект // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 2. – С. 74–77.
21. Огольцова Е. Г., Катаева У. С. Инклюзия как новая форма образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2021. – № 25. – С. 218–223.
22. Linkov A. Y., Klinkov G. T. Person-oriented learning based on its sociological derivation // Научен вектор на Балканите. – 2018. – № 1. – С. 5–7.