УДК: 
376.1-056.264:811.161.1’367
Фур Екатерина Петровна
заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, Центр образования и здоровья «Магистр», старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи, Институт детства, Новосибирский государственный педагогический университет, fur-ekaterina@mail.ru, Новосибирск
Яковлев Сергей Борисович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, yakovlevsb@yandex.ru, Санкт-Петербург

Особенности операций смыслового синтаксирования отдельных и связных высказываний в устной и письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация: 
Научная статья посвящена проблеме сформированности смыслового уровня синтаксирования в устной и письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Цель статьи – познакомить научное сообщество с результатами исследования смыслового уровня синтаксического компонента языковой способности обучающихся 3–4 классов с тяжелыми нарушениями речи. Долгое время суть синтаксического компонента языковой способности рассматривалась с позиции поверхностной структуры. В большинстве случаев существующие исследования описывают внешние проявления синтаксических нарушений и не раскрывают их механизмы. В настоящее время вопрос поиска несформированности механизмов синтаксического компонента языковой способности приобрел актуальность. Согласно научным взглядам Т. В. Ахутиной, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева синтаксис состоит из трех операций синтаксиса разных уровней. Несформированность операции на смысловом, семантическом или уровне формально-грамматического структурирования препятствует успешному становлению синтаксического компонента и языковой способности в целом. Актуальность выявления особенностей сформированности смыслового уровня синтаксирования у обучающихся младших классов обусловлена значимостью его сформированности для становления языковой способности. Ошибки, свидетельствующие о несформированности смыслового уровня синтаксирования у обучающихся 3–4 классов с тяжелыми нарушениями речи, заключаются в несформированности процесса структурирования неречевой ситуации, трудностях вычисления ее компонентов, что в свою очередь вызвало сложности в формировании программы отдельного и связного высказывания в устной и письменной речи на доязыковом уровне.
Ключевые слова: 
языковая способность; синтаксис; уровни синтаксирования; смысловой уровень синтаксирования; тяжелые нарушения речи; младшие школьники
Библиографический список: 

1. Воробьёва В. К. О некоторых особенностях построения фразы в устной речи детей алаликов // Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Учпедгиз, 1967. – 219 с.
2. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушение речи и голоса у детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. – М.: Просвещение, 1975. – С. 31–39.
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
4. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи: учебное пособие. – М.: УНПЦ «Энергомаш», 1994. – 128 с.
5. Лалаева Р. И., Логинова Е. А., Титова Т. А. Теория речевой деятельности: хрестоматия. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 413 с.
6. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. – Репр. воспроизведение изд. – М.: АльянС, 2013. – 367 с.
7. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
8. Филичева Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1999. – С. 87–98.
9. Шаховская С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи / под ред. С. С. Ляпидевского. Уч. зап. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1971. – С. 40–56.
10. Яковлев С. Б. К вопросу об аграмматизме на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. – Л.: Ленинградский педагогический институт, 1985. –
С. 66–74.
11. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксической организации высказывания: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М.: Изд-во Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. 1989. – 52 с.
12. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Изд. 5-е, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
13. Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. – М.: МГУ, 1967. – С. 6–16.
14. Гладкий A. B., Мельчук И. А. Элементы математической лингвистики. – М.: Наука, 1969. – 192 с.
15. Bar-Hillel J. Language and information // Selected essays on their theory and application. – 1966. – № 2. – P. 192–199.
16. Lounsbury F. Transitional probability linguistic structure and systems of habit-family hierarchies // Psycholinguistics. – 1954. – № 4. – P. 78–89.
17. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М.: Издательство Московского университета, 1972. – С. 87.
18. Katz J. J., Postal P. M. An integrated theory of linguistic descriptions. – Cambridge: The MIT Press, 1964. – P. 37–44.
19. Зимняя И. А. Речевой механизм в схеме порождения речи // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком: сб. статей / под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – С. 17–29.
20. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 335 с.
21. Моисеенко Е. М. Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2002. – 26 с.
22. Грибова О. Е., Бессонова Т. П., Ипатова Н. Л. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 89 с.
23. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: учебное пособие / под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 208 с.