УДК: 
316.6+ 371
Габер Ирина Владимировна
Кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, irinagaber@yandex.ru, Новосибирск

ИНТЕНСИВНОСТЬ ФАКТОРОВ РИСКА НАРКОТИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛАХ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: 
В статье представлен анализ влияния социальных норм и факторов риска на поведение подростков, связанное с употреблением психоактивных веществ. Проведено сравнение интенсивности общесоциальных, школьных, семейных, личностных факторов риска, а также влияние ровесников на развитие наркотизации подростков в школах с разным уровнем организации профилактической деятельности. Выявлена прямая зависимость интенсивности факторов риска от уровня организации профилактической деятельности школы. Наибольшую интенсивность имеют общесоциальные и школьные факторы риска.
Ключевые слова: 
наркотизация; отклоняющееся поведение; факторы риска; социальная норма; культура; профилактика наркотизации в школе
Библиографический список: 

1. Гатальский В. Д. Педагогическая пропедевтика как инновационная система профилактики девиантного поведения учащейся молодежи // Человек и образование. 2011. №1. СПб. – С. 74 – 79.
2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. – 592 с.
3. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
4. Зорина В. И. Опыт исследования идеального образа взрослого в подростковом возрасте с помощью семантических пространств // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология . №1 (17), 2014.– С. 83–91.
5. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психодинамические механизмы аддикций. Germany, Saarbrucken: Издательство: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2011. – 188 с.
6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
7. Организация профилактики наркозависимости в условиях сельского образовательного учреждения: сборник метод. рекомендаций. – Санкт-Петербург, 2001. – 224 с.
8. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. – 316 с.
9. Симатова О. Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения в условиях средней общеобразовательной школы. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. – 172 с.
10. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. – М.: Радуга, 2004. – 192 с.
11. Цветкова Л. А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде. Издание второе, переработанное. – СПб.: Изд-во СПбУ, 2012 – 256 с.
12. Flay B.R, Collins L.M. Historical Review of School-Based Randomized Trials for Evaluating Problem Behavior Prevention Programs // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2005. Vol. 599. - P. 115-146
13. Theories on drug abuse: Selected Contemporary Perspectives // Editors: dan J. Lettieri, Ph.D., Mollie Sayers, Helen Wallenstein Pearson, NIDA Research Monograph, 1980. – 488 P.
14. Rutter, M., Maughan, B., Mortimore, P., Ouston, J., & Smith, A.. Fifteen thousand hours: Secondary schools and their effects on children. London: Open Books; Cambridge, MA: Harvard University Press. Reprinted, 1994, London: Paul Chapman Publishers.