УДК: 
373.51: 614.8: 612.8.04
Казин Эдуард Михайлович
Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии человека и животных и валеологии, Кемеровский государственный университет, valeol@kemsu.ru, Кемерово
Федоров Александр Иванович
Доктор биологических наук, заведующий кафедрой физиологии человека и животных и безопасности жизнедеятельности, Кемеровский государственный университет, opvc@mail.ru, Кемерово
Шинкаренко Андрей Семенович
Заместитель директора по обеспечению безопасности жизнедеятельности, МБОУ «Лицей №62», andrey.c.shinkarenko@yandex.ru, Кемерово

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС С УЧЕТОМ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Аннотация: 
В статье показано, что для повышения эффективности и результативности средств воспитания и обучения культуре безопасного и здорового образа жизни необходима индивидуализация и дифференциация использования педагогических средств и методов на основе анализа социальных, психофизиологических и педагогических факторов, препятствующих или способствующих реализации данного процесса. Важнейшей задачей психолого-педагогического сопровождения обучения становится создание условий для психосоциальной и физиологической адаптации учащихся, т. е. их способности к саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению их здоровья. Анализировался комплекс нейродинамических показателей: латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛППЗМР, мс.), уровень подвижности нервных процессов (УФП, мс.), уравновешенность (РДО), работоспособность головного мозга (РГМ, кол-во сигналов); психодинамические показатели: уровень памяти, уровень внимания с помощью автоматизированного программно-технического комплекса «Статус-ПФ». Полученные результаты позволяют выделить некоторые суммарные компоненты, касающиеся особенностей вегетативного обеспечения процесса психосоциальной и физиологической адаптации у школьников пятых и восьмых классов с различным исходным вегетативным тонусом.
Ключевые слова: 
культура безопасного и здорового образа жизни, педагогические средства и методы, нейродинамические показатели, вегетативное обеспечение процесса адаптации у школьников, вегетативный тонус
Библиографический список: 

1. Абаскалова Н. П., Казин Э. М., Шинкаренко А. С. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современной этапе // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 180–186.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.:Союз, 2002. – 271 с.
3. Блинова Н. Г. Особенности адаптации к обучению учащихся начальных классов в зависимости от уровня их психологической и биологической зрелости и индивидуально-типологических // Валеология. – 2012 – № 4. – С. 7–13.
4. Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М., ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
5. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учеб. пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 575 с.
6. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал.– 2012. – №9. – С. 25–29.
7. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию – учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
8. Казин Э. М., Абаскалова Н. П. и др. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – №1(13). – С. 50–55.
9. Школьник Т. К. Индивидуальные особенности психологических проявлений стрессорной реакции у подростков в условиях хронического семейного стресса // Журнал высшей нервной деятельности. – 2012. – Т. 62. – № 4. – С. 416–421.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт» – http://standart.edu.ru/.(дата обращения: 12.10.2014).
11. Filippova V. P. Pedagogicheskaja podderzhka rossijskih i kitajskih studentov, sklonnyh k suicidal'nomu povedeniju. Avtoref. dis. Chita, 2007. S. 15.
12. Cox D., Pawar M. International Social Work: issues, strategies and programs // Sage Publications, Inc. – 2006. – P. 20.