УДК: 
378+004.9
Беркус Вячеслав Иванович
соискатель, кафедра педагогики и психологии, Институт физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, vyiv_88_45@mail.ru, Новосибирск, Новосибирск
Гуляевская Наталья Вениаминовна
Доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы, Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России, navg@list.ru, Новосибирск
Дахин Александр Николаевич
Доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, dakhin@mail.ru, Новосибирск

Механизмы формирования профессиональных качеств в условиях трансформации российского общества

Аннотация: 
Аннотация. Введение в проблему. Современное российское общество претерпевает существенное развитие своего состояния, что выражается в структурных изменениях политического, экономического и социального укладов, определяющих трансформацию всей социально-экономической системы государства. Отсюда вытекает необходимость осмысления, апробации и внедрения новых механизмов формирования профессиональных качеств специалистов самого широкого спектра. Цель статьи. Раскрыть новые механизмы формирования профессиональных качеств военного специалиста в условиях трансформации российского общества и предложить пути апробации этих механизмов. Методологию исследования составили методы системно-деятельностного подхода к педагогическим исследованиям, представленные в концептуальном единстве с педагогическим моделированием. В статье раскрывается комплекс вопросов моделирования профессиональных качеств военного специалиста в условиях трансформации российского общества. Данный комплекс дополняет понятийный аппарат теории педагогики новыми категориями, релевантными для условий трансформации социокультурных связей, отношений и принципов, возникающих при формировании профессиональных качеств специалистов самого широкого профиля. Результаты исследования. В статье определены новые механизмы формирования профессиональных качеств военного специалиста в условиях трансформации российского общества и предложены пути апробации этих механизмов. Результатом применения предложенных механизмов стала готовность офицерского корпуса России к самоорганизации своей профессиональной деятельности, предполагающей «авторство в Культуре» современного военного специалиста, что подтверждено экспериментально по такому основанию, как уверенность в применении механизмов формирования профессиональных качеств. Заключение. Сделан вывод о том, что для успешного функционирования современного военнослужащего в условиях трансформации общественных отношений необходима непрерывная модернизация уже зарекомендовавших себя механизмов формирования профессиональных качеств, а также проектирование новых, адекватных существующим и возникающим военно-профессиональным задачам.
Ключевые слова: 
трансформация общества; профессиональные качества; механизмы формирования профессиональных качеств; педагогическое моделирование; компетентность
Библиографический список: 

1. Барбашина Э. В. Принцип автономии пациента: возможное и действительное // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 449. – С. 64–70.
2. Дахин А. Н., Беркус В. И. Профессионально значимые качества российского офицера: инновации, трансформации, модернизации // Яковлевские чтения: сб. науч. ст. II Межведомственная научно-практическая конференция с международным участием: в 2 частях. Ч. 1 / под общ. ред. В. В. Косухина. – Новосибирск: Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии. И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. – С. 91–93.
3. Павлов И. И., Беркус В. И. Цели и ценности военно-патриотического воспитания в условиях цифровизации образования // Яковлевские чтения: сб. науч. ст. II Межведомственная научно-практическая конференция с международным участием: в 2 частях. Ч. 1 / под общ. ред. В. В. Косухина. – Новосибирск: Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии .И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2023. – С. 354–356.
4. Алёхин И. А., Тренин И. В. Актуальные тенденции воспитания обучения в военных вузах на основе информационных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии. – 2018. – № 1 (22). – С. 7–10. DOI: 10.21777/2500-2112-2018-1-7-10.
5. Меркулов С. И., Туркин Е. В. Моделирование процесса воспитания готовности к противодействию идеологии экстремизма у военнослужащих Росгвардии // Kant. – 2022. – № 1 (42). – С. 271–277.
6. Тухватуллин Б. Т., Мухина Т. Г. Военно-профессиональная подготовка будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации: монография. – Новосибирск: НВИ, 2022.
7. Мухина Т. Г., Сорокоумова С. Н., Егорова П. А., Яркова Д. Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа – вуз» // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 4. – C. 44–53.
8. Суслов Д. В., Лопуха А. Д., Марковчин С. Г. Проблемы современного военного образования // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 1 (23). – С. 47–57.
9. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм в теории и практики современного образования // Педагогическое образование: история становления и векторы развития: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию открытия педагогического факультета при 2-м МГУ. – М., 2022. – С. 128–134.
10. Дахин А. Н. Князь. М. И. Кутузов и его тактические и психологические находки // Сибирский военно-научный вестник. – 2022. – № 2 (2). – С. 38–47.
11. Krolevetskaya E. N., Karabutova E. A., Mikhailova D. I., & Ostapenko S. I. Teacher new professionalism in the light of the personality polysubjectivity development // Perspectives
of Science and Education. – 2022. – № 57 (3). – Р. 10–22. DOI: 10.32744/pse.2022.3.1
12. Zulkifli R. M., Hussain M. A. M., Rahman A. B. W. A., Duisenbayeva Sh. S. Preferences of educators and students in vocational colleges regarding teaching methods // Perspectives of Science and Education. – 2022. – № 55 (1). – P. 159–170. DOI: 10.32744/pse.2022.1.10.
13. Zinchenko V. V. Implementation of sustainable development goals in the new institutional reality for education // Perspectives of Science and Education. – 2022. – № 58 (4). – P. 10–23. DOI: 10.32744/pse.2022.4.1