УДК: 
373.3/.5+316.7+316.3/.4
Шабанов Артем Геннадьевич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, shabanov_11.01.84@mail.ru, Новосибирск

Профессиональное самоопределение подростков (на примере первичного отделения Российского движения детей и молодежи)

Аннотация: 
В статье дается обоснование значения деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями по профессиональному самоопределению подростков. Социализация подростков является важным процессом в развитии личности и состоит из многих аспектов, таких как социально-экономический, политический, культурный, профессиональный и др. В рамках данной темы основным аспектом социализации подростков будет социально-профессиональное самоопределение через деятельность общественной организации детей и молодежи. На наш взгляд, это одно из эффективных средств, способное помочь подросткам сделать более осознанный выбор, который приходит через понимание своих возможностей и целей. В статье определяется, с помощью каких методов и форм будет осуществляться успешное профессиональное самоопределение подростков в общественной организации детей и молодежи. Цель статьи – теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное подтверждение методов и форм профессионального самоопределения подростков на примере первичного отделения Российского движения детей и молодежи. Теоретико-методологической базой исследования стали: идеи о соотношении индивидуального и социального Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна; подходы к социализации педагогов, психологов, социологов: А. Г. Асмолова, А. В. Петровского, А. В. Мудрика, Ю. В. Васильковой, а также в теме профориентации Ф. Парсонса, Д. Голланда, Д. Сьюпера, А. Б. Болтунова, А. И. Щербакова, С. Г. Геллерштейна, концепции индивидуальности А. Анастази и Л. Тайлера; теория удовлетворенности трудом Герцберга, концепции «индивидуального стиля деятельности» Е. А. Климова, теории профпригодности К. М. Гуревича. В заключении показаны реализованные мероприятия по предварительному отбору детей согласно их типу личности и предпочитаемым профессиональным видам деятельности в направлениях первичного отделения РДДМ, а также систематизация профориентационной работы.
Ключевые слова: 
профессиональное самоопределение; советник директора по воспитанию; социализация; социальный опыт; подросток; движение детей и молодежи
Библиографический список: 

1. Больше половины студентов планируют работать по специальности // Hh.ru [Электронный ресурс]. – URL: https://hh.ru/article/25298 (дата обращения: 20.02.2023).
2. Асмолов А. Г. Посвящение в человека: миссия образования в условиях экзистенциальных рисков [Электронный ресурс]. – URL: https://asmolovpsy.ru/presentation/posvyashhenie-v-cheloveka-missiya-obr... (дата обращения: 26.03.2023).
3. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. – 248 c. – URL: https://www.iprbookshop.ru/72530.html (дата обращения: 28.03.2023).
4. Пивченко В. П., Шабанов А. Г. Работа классного руководителя с детьми мигрантов: задачи, формы, эффективность // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2022. – № 3. – С. 77–83.
5. Пивченко В. П., Шабанов А. Г. Практика педагогического взаимодействия в рамках образовательного процесса: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 124 с.
6. Сильнягина Т. В., Скрыпникова Е. М., Шабанов А. Г. Деятельность классного руководителя в условиях внедрения программы воспитания: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 141 с.
7. Рожков М. И., Иванова И. В. Педагогическое сопровождение саморазвития подростков в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 1 (118). – С. 37–47.
8. Лаврентьева З. И., Гуляевская Н. В. Социально-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. – 211 с.
9. Скрыпникова Е. М. Формы работы классного руководителя с обучающимися в условиях современных вызовов и запросов // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 5. – С. 60–69.
10. Федеральный закон № 261 от 14.07.2022 «О российском движении детей и молодежи». – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140025?ysclid=l9... (дата обращения: 28.03.2023)
11. Лаврентьева О. А. Социально-педагогические технологии взаимодействия с детскими общественными объединениями в деятельности советника по воспитанию // Вестник педагогических инноваций. – 2023. – № 1 (69). – С. 42–49.
12. Ruys K., Stapel D. The Secret Life of Emotions // Psychological Science. – 2008. – Vol. 19. – P. 385–391.
13. Лобынцева С. В., Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Развитие самоорганизации детско-взрослой общности в дополнительном образовании // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2019. – № 4. – С. 32–39.