УДК: 
378
Морозова Ольга Петровна
Доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной психологии и педагогического образования, Алтайский государственный университет, mop@mail.asu.ru, Барнаул

Учитель как исследователь: профессиональная подготовка в системе классического университетского образования

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки учителя как исследователя в системе классического университетского образования. Ее актуальность и значимость на современном этапе обусловлена интенсивно развивающимися инновационными процессами в различных сферах общества, требующими от человека исследовательского типа поведения, а также модернизации системы образования, которое обретает сегодня в школе исследовательский характер. Целью статьи является обоснование результатов проведенного теоретико-экспериментального исследования профессионального становления педагога-исследователя в системе подготовки учительских кадров в классическом университете, эффективности выявленных и реализованных организационно-педагогических условий, оптимизирующих данный процесс. Методология исследования основывается на ведущих методологических подходах – системном, субъектно-деятельностном, диалогическом, – которые в своем единстве образуют методологическую платформу для научно-теоретического обоснования системы профессиональной подготовки учителя как исследователя в классическом университете. В качестве основных методов исследования выступают анализ научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, метод практических знаний, обобщение и интерпретация полученных результатов. В статье представлены и теоретически обоснованы выявленные автором организационно-педагогические условия, способствующие эффективной подготовке выпускников вуза к исследовательской деятельности, показан процесс их реализации в образовательной практике классического университета. В заключении делается вывод о том, что ценностный потенциал классического университетского образования выступает мощным фактором, оптимизирующим процесс профессиональной подготовки педагога-исследователя. Динамизирующее влияние на него оказывают инновационные преобразования, происходящие в современной школе. Однако лишь реализация выявленных нами организационно-педагогических условий создает наиболее благоприятные предпосылки для удовлетворения потребностей образовательной отрасли региона в высококвалифицированных педагогических кадрах с ориентацией на профессиональную деятельность как исследовательскую.
Ключевые слова: 
учитель-исследователь; профессиональная подготовка; будущие педагоги; организационно-педагогические условия; система классического университетского образования
Библиографический список: 

1. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. – М.: Ось–89, 2006. – 480 с.
2. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / под ред. М. А. Данилова. и Н. И. Болдырева. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.
3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие. – М.: Издат. Центр «Академия», 2010. – 176 с.
4. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2006. – 400 с.
5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2012. – 280 с.
6. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллин: Валгус, 1980. – 334 с.
7. Организация наставничества в Школе совместной деятельности: практика и концептуализация: коллективная монография. Книга 8 / под ред. С. И. Поздеевой. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2020. – 266 с.
8. Бережнова Е. В., Макова И. А. Исследовательская направленность профессионально-педагогической подготовки магистров // Высшая школа педагогики для образования будущего. – Орехово-Зуево: Изд-во Госуд. Гуманитарно-технологический ун-т, 2019. – 197 с.
9. Ведерникова Л. В., Левых А. Ю. Подготовка педагогов к исследовательской деятельности в условиях современной общеобразовательной школы // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 2. – С. 83–89.
10. Кручинина Е. Б. Подготовка учителя к исследовательской деятельности как фактор повышения педагогического мастерства: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Пенза, 2004. – 16 с.
11. Лебедева О. В., Гребенев И. В. Профессиональная подготовка учителя к реализации исследовательского обучения в школе // Педагогика. – 2015. – № 4. – С. 51–59.
12. Середенко П. В. Пути и формы подготовки будущих педагогов к осуществлению исследовательского подхода к обучению. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. – 140 с.
13. Шаповалов А. А., Веряев А. А., Андреева Л. Е. Подготовка учителя к организации и проведению учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся // Мир науки, культуры и образования. – 2019. – № 6 (79). –
С. 209–212.
14. Bellack Arno A. Contrasting approaches to research on teaching // Studying Teaching and Learning, Trends in Soviet and American Research. – N.Y., 1981. – P. 41–59.
15. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. – М.: Педагогика, 1981. – 120 с.
16. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 240 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 713 с.
18. Кульневич С. В. Педагогика личности: учеб.-практич. пособие. – Ростов н/Д: Творческий Центр «Учитель», 2001. – 160 с.
19. Переход к Открытому образовательному пространству: феноменология образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – Ч. I. – 484 c.
20. Цукерман Г. А. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей // Знание – сила. – 1995. – № 4. – С. 25–32.
21. Соколовская Е. А., Сухобская Г. С., Шадрина Т. В. Современные ориентиры профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы: учебное пособие. – СПб.: С3ПЛПС СПГУТД – «Тускарора», 2006. – 176 с.