УДК: 
37:17(476)
Липская Ольга Геннадьевна
аспирант кафедры педагогики и психологии, Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина, himmel.01@mail.ru, Мозырь

Проблема нравственного воспитания личности в педагогическом наследии К. В. Ельницкого

Аннотация: 
Статья посвящена осмыслению проблемы нравственного воспитания личности в педагогическом наследии К. В. Ельницкого. Анализируются основные взгляды педагога-просветителя, касающиеся цели, содержания, принципов, методов и средств нравственного воспитания. Цель статьи – проанализировать взгляды К. В. Ельницкого, непосредственно затрагивающие вопрос нравственного воспитания личности. Методология. Методологическую основу исследования составили культурологический, антропологический и герменевтический подходы. В работе использован комплекс теоретических методов: теоретический анализ литературных источников, интерпретация, анализ, синтез, обобщение. Материалами для написания статьи послужили педагогические статьи К. В. Ельницкого и аналитические статьи современных исследователей. Результаты исследования. К. В. Ельницкий придерживался идеи многофакторности в процессе нравственного воспитания детей. Основное внимание педагог уделял изучению принципов, методов и средств нравственного формирования личности ребенка, устранению различных негативных воздействий, которые в процессе воспитания могут возобладать над положительными. Заключение. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что идеалом и целью нравственного воспитания в педагогической концепции К. В. Ельницкого была добродетельная личность, счастливый человек, достойный гражданин, настоящий патриот, образованный и трудолюбивый член общества.
Ключевые слова: 
нравственное воспитание; счастье; труд; патриотизм; религия; учитель
Библиографический список: 

1. Ярошевская Н. К. Жизнь и педагогическая деятельность .К. В. Ельницкого // Ученые записки Томского университета. – 1960. – № 35. – С. 89–108.
2. Ярошевская Н. К. Сибирский педагог К. В. Ельницкий как автор учебника «Общая педагогика» // Ученые записки Томского университета. – 1960. – № 35. – С. 108–123.
3. Федотова И. Б. Преобразовательный потенциал историко-педагогического знания как источник модернизации российского образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 2. – С. 69–75.
4. Федотова И. Б. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды. К. В. Ельницкого (1846–1917): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Пятигорск, 2000. – 20 с.
5. Кимайкин С. И. Педагогический идеал в русской педагогической мысли конца XIX – начала ХХ века // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 10. – С. 278–284.
6. Гончаров М. А. Научно-педагогическая и методическая литература и ее роль в формировании научного потенциала российского учителя второй половины XIX – начала XX вв. (Из собрания Научно-педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского). Статья вторая // Проблемы современного образования. – 2012. – № 2. – С. 63–77.
7. Смирнова Л. В. Ельницкий Константин Васильевич // Историко-педагогический журнал. – 2011. – № 1. – С. 43–45.
8. Ельницкий К. В. Значение образования и воспитания // Избранные педагогические произведения. – М.: Склад изд. в кн. магазине К. И. Тихомирова, 1896. – С. 140.
9. Ельницкий К. В. Счастье как цель воспитания // Избранные педагогические произведения. – М.: Склад изд. в кн. магазине К. И. Тихомирова, 1896. – С. 106–110.
10. Ельницкий К. В. Из записной тетради старого учителя. – СПб.: Изд-во. М. М. Гутзац, 1913. – 60 с.
11. Ельницкий К. В. Воспитание и обучение в семье и школе. – СПб.: Издание. Д. Д. Полубояринов, 1898. – 263 с.
12. Buchanan P. J. State of emergency: the Third World invasion and conquest of America. – New York, NY, Estados Unidos: Thomas Dunne Books: St. Martin’s Press, 2006. – 308 p.
13. Ельницкий К. В. Воспитание патриотического чувства в учащихся // Избранные педагогические произведения. – М.: Склад изд. в кн. магазине К. И. Тихомирова, 1896. – С. 97–101.
14. Ельницкий К. В. Факторы воспитания // Избранные педагогические произведения. – М.: Склад изд. в кн. магазине К. И. Тихомирова, 1896. – С. 1–10.
15. Болбас В. С. Гісторыка-анталагічныя прынцыпы маральнага выхавання ў этыка-педагагічнай думцы Беларусі Х–ХVIII стагоддзяў // Педагогическая наука и образование. – 2016. – № 4. – С. 75–83.
16. Ельницкий К. В. Значение педагогического образования для женщин // Избранные педагогические произведения. – М.: Склад изд. в кн. магазине К. И. Тихомирова, 1896. – С. 149–153.
17. Ельницкий К. В. Роль женщины как воспитательницы // Избранные педагогические произведения. – М.: Склад изд. в кн. магазине К. И. Тихомирова, 1896. – С. 133–139.
18. Ельницкий К. В. Организация учебных занятий на краткосрочных педагогических курсах для учащих в начальных школах и условия успешности этих занятий (Речь, произнесенная при открытии краткосрочных курсов
в г. Самаре). – Воронеж: Типография. В. И. Исаева, 1904. – 11 с.
19. Ельницкий К. В. Приготовление учителя к уроку // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М.: Педагогика, 1990. – С. 310–315.