УДК: 
612.821+373.24
Криволапчук Игорь Альлерович
Доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии РАО, i.krivolapchuk@mail.ru, Москва
Чернова Мария Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии РАО, mashacernova@mail.ru, Москва
Баранцев Сергей Анатольевич
Доктор педагогических наук, профессор, Государственный университет управления, barancev_sergei@mail.ru, Москва
Криволапчук Иван Игоревич
лаборант-исследователь, Институт возрастной физиологии РАО, i.krivolapchuk@mail.ru, Москва

Информатизация условий жизнедеятельности, морфофункциональное и моторное развитие школьников 11–12 лет с высокой и низкой выносливостью

Аннотация: 
В статье рассматриваются особенности информатизации условий жизнедеятельности, морфофункционального и моторного развития обучающихся 5-х классов с высоким и низким уровнями развития общей и силовой выносливости. Цель статьи – выявить особенности информатизации условий жизнедеятельности, морфофункционального и моторного развития обучающихся 5-х классов с высоким и низким уровнями развития общей и силовой выносливости. Методология. В ходе исследования применялся комплекс педагогических, физиолого-гигиенических, антропометрических и математико-статистических методов. Полученные результаты дают основание полагать, что направленное повышение уровня общей и силовой выносливости в процессе занятий по физическому воспитанию может способствовать оптимизации режима использования обучающимися 11–12 лет цифровых технологий и электронных устройств, а также оказывать благоприятное влияние на их морфофункциональное и моторное развитие в условиях современной информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: 
информатизация; цифровые технологии и электронные устройства; морфофункциональное и моторное развитие; общая и силовая выносливость
Библиографический список: 

1. Баевский Р. М. Основные принципы измерения уровня здоровья // Проблемы адаптации и учение о здоровье. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – С. 119–165.
2. Бочавер А. А., Докука С. В., Новикова М. А. и др. Благополучие детей в цифровую эпоху. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 34 с.
3. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А. Функциональное развитие детей 6–7 лет с разным уровнем информатизации условий жизнедеятельности // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – № 5. – С. 121–135.
4. Кучма В. Р., Ткачук Е. А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания // Гигиена и санитария. – 2015. – Т. 94, № 7. – С. 16–20.
5. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – 272 с.
6. Armstrong T., Bull F. C. Development of the World Health Organization global physical activity questionnaire (GPAQ) // J Public Health. – 2006. – Vol. 14, № 2. – P. 66–70.
7. Cabanas-Sánchez V., Martínez-Gómez D., Esteban-Cornejo I. et al. Associations of total sedentary time, screen time and non-screen sedentary time with adiposity and physical fitness in youth: the mediating effect of physical activity // J Sports Sci. – 2019. – Vol. 37, № 8. – P. 839–849. DOI: 10.1080/02640414.2018.1530058.
8. da Silva L. Fisberg M., de Souza Pires M. et al. The effectiveness of a physical activity and nutrition education program in the prevention of overweight in schoolchildren in Criciúma // Brazil. Eur J Clin Nutr. – 2013. – Vol. 67, № 11. – P. 200–1204.
9. Dahlgren A., Sjöblom L., Eke H. et al. Screen time and physical activity in children and adolescents aged 10–15 years // PLoS One. – 2021. – Vol. 16 (7). – P. e0254255. DOI: 10.1371/journal.pone.0254255.
10. Emm-Collison L. G., Lewis S., Reid T. et al. Striking a Balance: Physical Activity, Screen-Viewing and Homework during the Transition to Secondary School // Int J Environ Res Public Health. – 2019. – Vol. 16 (17). – P. 3174.
DOI: 10.3390/ijerph16173174
11. Global Physical Activity Questionnaire (GPAQ) Analysis Guide. – URL: http://www.who.int/chp/steps/resources/GPAQ_Analysis_Guide.pdf (дата обращения: 02.01.2023).
12. Guerrero M. D., Barnes J. D., Chaput J. P., Tremblay M. S. Screen time and problem behaviors in children: exploring the mediating role of sleep duration // Int J Behav Nutr Phys Act. – 2019. – Vol. 16. – P. 105–109.
13. Hardy L. L., Ding D., Peralta L. R. et al. Association Between Sitting, Screen Time, Fitness Domains, and Fundamental Motor Skills in Children Aged 5-16 Years: Cross-Sectional Population Study // J Phys Act Health. – 2018. – Vol. 15, no. 12. – P. 933–940.
14. Ishii K. Joint Associations of Leisure Screen Time and Physical Activity with Academic Performance in a Sample of Japanese Children // Int J Environ Res Public Health. – 2020. – № 17(3). – P. 757.
15. Janssen X., Martin A., Hughes A. R. et al. Associations of screen time, sedentary time and physical activity with sleep in under 5s: A systematic review and meta-analysis // Sleep Med Rev. – 2019. – Vol. 49. – P. 101–226.
16. Kardefelt-Winther D. How Does the Time Children Spend Using Digital Technology Impact Their Mental Well-being, Social Relationships and Physical Activity? An Evidence-focused Literature Review, Innocenti Discussion Papers
no. 2017-02, 2017. – URL: https://www.unicef-irc.org/publications/925-how-does-the-time-children-s... (дата обращения: 06.03.2023).
17. Krist L., Roll S., Stroebele-Benschop N. et al. Determinants of Physical Activity and Screen Time Trajectories in 7th to 9th Grade Adolescents-A Longitudinal Study // Int J Environ Res Public Health. – 2020. – Vol. 17 (4). – P. 1401.
18. Krivolapchuk I., Chernova M., Gerasimova A. et al. Modified Informatization Index of Children’s Life // Popkova. E. G., Sergi. B. S. (eds) “Smart Technologies” for Society, State and Economy. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. – Vol. 155. – P. 548–557. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-59126-7_62
19. Mitchell J. A., Pate R. R., Blair S. N. Screen-based sedentary behavior and cardiorespiratory fitness from age 11 to 13 // Med Sci Sports Exerc. – 2012. – Vol. 44, № 7. – P. 1302–1309.
20. Morin C. M. Insomnia: Psychological Assessment and Management. – New York, 1993. – 223 p.
21. Pfledderer C. D., Burns R. D., Brusseau T. A. Association between Access to Electronic Devices in the Home Environment and Cardiorespiratory Fitness in Children // Children (Basel). – 2019. – Vol. 6. – № 1. – P. 8.
22. Physical Activity and Public Health. A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. – 1995. – Vol. 273, № 5. – Р. 402–407.
23. Physical Activity Guidelines for Americans. – Washington, 2008. – 65 p.
24. Potter M., Spence J. C., Boulé N. et al. Behavior Tracking and 3-Year Longitudinal Associations Between Physical Activity, Screen Time, and Fitness Among Young Children // Pediatr Exerc Sci. – 2018. – Vol. 30, № 1. – P. 132–141.
25. Przybylski A. K., Weinstein N. Digital Screen Time Limits and Young Children’s Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study // Child Dev. – 2019. – Vol. 90 (1). – P. e56–e65. DOI: 10.1111/cdev.13007.
26. Sandercock G. R., Ogunleye A. A. Independence of physical activity and screen time as predictors of cardiorespiratory fitness in youth // Pediatr. Res. – 2013. – Vol. 73. – P. 692–697.
27. Saunders T. J., Vallance J. K. Screen Time and Health Indicators Among Children and Youth: Current Evidence, Limitations and Future Directions // Appl Health Econ Health Policy. – 2017. – № 15(3). – P. 323–331.