УДК: 
372.3/.4
Автушенко Надежда Васильевна
заместитель директора по воспитательной работе, Основная общеобразовательная школа № 19 Ленинск-Кузнецкого городского округа, nadaj12@mail.ru, Кемеровская область

Разработка и апробация педагогической модели активизации адаптивно-развивающего потенциала младших школьников на основе интегрирования двигательной и познавательной деятельности

Аннотация: 
В статье подчеркивается актуальность процесса активизации адаптивно-развивающего потенциала детей младших классов при условии партнерского взаимодействия школы, семьи с другими организациями и учреждениями дополнительного образования. Целью статьи является рассмотрение педагогической модели активизации адаптивно-развивающего потенциала (далее – АРП) младших школьников на основе интегрирования двигательной и познавательной деятельности. В предлагаемой модели представлена структурно-функциональная основа активизации личностного потенциала младших школьников, определяемая взаимодействием внешних и внутренних ресурсов образовательного пространства. Обосновано, что одним из основных организационно-педагогических условий активизации адаптивно-развивающего потенциала младших школьников является осуществление мониторинга, который включает в себя три основных этапа: аналитический, технологический и корректировочный. Представлены экспериментальные данные, позволяющие оценить эффективность разработанной модели. Методология и методы исследования. Методологический подход, разработанный автором и рядом других исследователей, позволяет идентифицировать здоровьесберегающий потенциал образовательной среды младших школьников, включающий: личностный потенциал обучающихся в начальной школе, воспитательный потенциал родителей, социально-адаптивный потенциал педагога. Апробация модели проводилась совместно с местным отделением РЦПМСС Ленинск-Кузнецкого ГО, МБОУ ДО «Детский сад № 61», МБОУ «Гимназия № 12», МБОУ «ООШ № 38», МБОУ «ООШ № 73», МБОУ «ООШ № 19» Ленинск-Кузнецкого ГО, сотрудниками МБОУ «СОШ № 54» г. Кемерово с 2019 по 2022 год. Результаты исследования. Представленные материалы характеризуют эффективность разработанной педагогической модели, касающейся изменений показателей адаптивно-развивающего потенциала младших школьников, улучшения их физической подготовленности, активизации когнитивных функций. Сформулировано положение относительно процесса активизации адаптивно-развивающего потенциала младших школьников на основе интегрирования двигательной и познавательной деятельности. В заключении сделан вывод о том, что полученные результаты исследований указывают на необходимость функционирования службы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в МБОУ «ООШ № 19» на основе механизма синхронизации между образованием и обществом (взаимодействия всех субъектов образования) с целью наращивания адаптивно-развивающего потенциала обучающихся.
Ключевые слова: 
адаптивно-развивающий потенциал (АРП); двигательная активность; познавательная активность; служба психолого-педагогического сопровождении (СППС)
Библиографический список: 

1. Буравлева Н. А., Грицкевич Н. К. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – Вып. 1 (142). – С. 21–26.
2. Працун Э. В. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов в образовательной инфраструктуре региона: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2014. – 22 с.
3. Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Семенко-ва Т. Н. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 13 (115). – С. 254–259.
4. Формирование здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. И. А. Свиридовой, Э. М. Казина. – Осинники, 2018. – 612 с.
5. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование: учебно-методический комплекс. Книга 1. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учеб.-методич. пособие / ред. коллегия: Н. Э. Касаткина,
О. Г. Красношлыкова, А. И. Фёдоров [и др.] / отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 695 с.
6. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. – СПб., 2011. – 117 с.
7. Физическое и функциональное состояние обучающихся современной начальной школы: монография / В. Н. Пушкина, Е. Ю. Федорова, А. Э. Страдзе [и др.]. – М.: Лика, 2021. – 272 с.
8. Хоули Э. Т., Френкс Б. Д. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / пер. с англ. А. Ященко, В. Левицкий. – К.: Олімпійська література, 2004. – 375 с.
9. Yugova E.A. Healthy lifestyle formation of students in higher education institutions [Электронный ресурс] // Science and Education: materials of the international research and practice conference (Wiesbaden, June 27–28, 2012). – Wiesbaden, 2012. – P. 496–500. – URL: http://www.euscience.de/ru/archive.php. (дата обращения: 15.06.2023)
10. Литвиненко Н. В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – Самара, 2009. – 49 с.
11. Черемных В. И. Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 151–155.
12. Ильясов Д. Ф., Смирнова Ю. В. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и ее формирование у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 9. – С. 332–338.