УДК: 
37.012
Селиванова Наталия Леонидовна
Доктор педагогических наук, академик РАО, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории развития личности в системе образования, Институт стратегии развития образования РАО, nselivanova2000@mail.ru, Москва
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, shakurova@mail.ru, Москва
Киселева Елена Васильевна
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, elena_mig@mail.ru, Новосибирск
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Методы получения научного знания в теории воспитания

Аннотация: 
В статье приведены основные материалы круглого стола, посвященного современным тенденциям в области методологических подходов к получению научного знания в теории воспитания. В ходе оживленной дискуссии участники охарактеризовали современные методы научных исследований в теории воспитания и отметили, что в современной постнеклассической педагогике все большим авторитетом пользуются сугубо педагогические – качественные – методы научного исследования, дополняющие и уточняющие результаты применения количественных методов сбора и обработки данных. Обсуждение показало, что выявленная тенденция имеет особое значение для развития теории воспитания, для решения актуальных вопросов педагогической экспертизы процесса воспитания, для выработки современных методов оценки результатов воспитательной деятельности. Обсуждение проведено 10 апреля 2023 года в Российской академии образования. Организатор – Научный совет по проблемам воспитания при Отделении философии и теоретической педагогики Российской академии образования. Стенограмма обсуждения публикуется с сокращениями.
Ключевые слова: 
воспитание; научное знание; методы исследования; оценка результата; научная школа
Библиографический список: 

1. Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение: сб. науч. cт. – Тверь: ГК «Стимул», 2017. – 179 с.
2. Касаткина Т. А. О субъект-субъектном методе чтения // Новый мир. – 2017. № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2017/1/o-subekt-subektnom-metode-... (дата обращения: 27.06.2023).
3. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 744 с.
4. Арламов А. А., Почтер Р. В. Проблемы методологии педагогики: постнеклассический подход // Педагогика. – 2008. – № 5. – С. 98–104.
5. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. – 2003. – № 8. – С. 5–17.
6. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 240 с.
7. Маджуга А. Г., Синицина И. А., Абдулли-на Л. Б. Фрактально-резонансный подход как методология постнеклассического гуманитарного знания // Высшее образование сегодня. – 2014. – № 11. – С. 61–66.
8. Киселева Е. В. Педагогическая экспертиза процесса воспитания: монография. – Новосибирск: НГПУ, 2020. – 186 с.
9. Sawilowsky S. S. New effect size rules of thumb // Journal of Modern Applied Statistical Methods. – 2009. – Vol. 8, no. 2. – P. 26. DOI: https://doi.org/10.22237/jmasm/1257035100
10. Демакова И. Д. Лонгитюдный метод исследования результатов воспитательной деятельности педагога // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 2. – С. 7–16. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2302.01
11. Ромм Т. А. Становление и развитие интерпретативного образа социального воспитания в отечественной педагогике // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2014. – Вып. 4 (35). – С. 32–43.
12. Шапошников В. А. Преодолеть Куна: о некоторых предпосылках рассмотрения компьютерной революции как революции в математике // Эпистемология и философия науки. – 2019. – Т. 56, № 3. – С. 169–185. DOI: https://doi.org/10.5840/eps201956357