УДК: 
378.1
Марчук Светлана Владимировна
старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Санкт-Петербургский государственный университет, lanaimage21@gmail.com, Санкт-Петербург

Проблемы при взаимодействии научной и практической педагогики: подготовительный этап обучения русскому языку как иностранному

Аннотация: 
Основная цель статьи – выявить проблемы взаимодействия в научной и практической педагогике и предложить информационно-коммуникативный инструментарий как решение. Замыслом послужил практический опыт учителей русского языка в узбекских национальных школах, которым был предложен новый учебник, противоречащий условиям действительности. Методологией послужили исследования Г. Н. Волкова, М. А. Данилова, А. Н. Дахина, И. А. Майзеля, А. И. Ракитова, словарь понятий Э. З. Азимова и А. Н. Щукина, а также теория В. В. Краевского. Согласно анализу научных изысканий педагогическая наука включает методологическое и специально-научное исследования, где первое создает ориентиры, а второе обеспечивает методами и приемами практикующую педагогику. Опираясь на такую теорию, автор статьи предлагает алгоритм составления программы с обязательным внедрением цифровых педагогических условий в процесс образования. Предлагается модель интерактивного педагогического сайта, в понятие которого внесены коррективы. Приведены примеры исследовательской деятельности, доказывающие эффективность использования педагогического сайта как средства диалогичного общения при формировании коммуникативных компетенций у обучающихся иностранных государств на этапе обучения русскому языку. Выявлены преимущества интерактивного педагогического сайта относительно основного средства обучения – учебника, доказано, что такой сайт должен входить в педагогические условия цифровой образовательной среды как в школах, так и в российских университетах. Выявленные результаты подтверждают, что интерактивный сайт как вид педагогической технологии в настоящее время является одним из способов управления образованием.
Ключевые слова: 
научная педагогика; практическая педагогика; интерактивный педагогический сайт; методологическое исследование; социально-научное исследование; педагогические условия
Библиографический список: 

1. Ракитов А. И. Анатомия научного знания: Популярное введение в логику и методологию науки. – М.: Политиздат, 1969. – 206 с.
2. Волков Г. Н. Социология науки: Социологические очерки научно-технической деятельности. – М.: Политиздат, 1968. – 328 с.
3. Майзель И. А. Научная деятельность как предмет исследования // Проблемы методологии науки и научного творчества / под ред. В. А. Штоффа и проф. А. М. Мостепаненко. – Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. – 183 с.
4. Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. – 244 с.
5. Данилов М. А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики: материалы I научной конференции ученых-педагогов соц. Стран / под ред. М. Н. Кузьмина. – М.: Педагогика, 1973. – 430 с.
6. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / под ред. и со вступит. стат. И. Ф. Свадковского; Акад. пед. наук РСФСР. – [2-е изд.]. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 509 с.
7. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Изд-во ИКАР, 2009. – 448 с.
8. Дахин А. Н. Педагогические проекты: история, инновации, интерпретации // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2016. – № 3. – С. 21–28.
9. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
10. Плохих Н. В. Взаимосвязь педагогической науки и практики // Наука и современность. – 2013. – № 24. – С. 129–134.
11. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
12. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Наука, 1972. – 255 с.
13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 576 с.
14. Марчук С. В. Целесообразное применение педагогического сайта преподавателя русского языка как иностранного в новой дидактике // Открытое образование, – 2022. – Т. 26, № 1. – С. 24–33.
15. Дьяченко В. К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001. – 496 с.
16. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности / под ред. академика О. Г. Газенко. – М.: Наука, 1990. – 496 с.
17. Gutierrez Laurent La naissance de la pédagogie scientifique // La contribution de l’abbé Gustave Jeanjean, dans Transversalités. – 2010. – № 3 (115). – Р. 41–56.
18. Ottavi Dominique La pédagogie comme science // Dans Les Sciences de l’éducation – Pour l’Ère nouvelle. – 2006. – № 4, vol. 39. – P. 99–110.