УДК: 
37.0(09)+373.3/.5
Ромм Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tromm@mail.ru, Новосибирск

Историко-культурные предпосылки формирования современного образа советника по воспитанию

Аннотация: 
Введение в проблему. Неопределенность профессиональной позиции должности советника по воспитанию связана с недостаточным теоретико-методологическим обоснованием содержания и функций деятельности. Актуальным становится обращение к историко-педагогическому анализу социокультурных условий, опосредующих практику реализации воспитательной деятельности педагога в различных образах. Цель статьи: показать историко-культурные истоки в деятельности советника по воспитанию, определить возможные условия формирования позитивного образа советника в современных условиях. Методологическую основу исследования составляют положения системного (В. Г. Афанасьев, М. С. Каган и др.) и социокультурного (А. Г. Асмолов, А. С. Ахиезер и др.) подходов, теоретические положения концепции конструирования социальной реальности (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц и др.), в том числе в виде образов педагогической реальности (Т. А. Ромм), идея полисубъектности воспитания (Д. В. Григорьев, Н. Л. Селиванова и др.). Результаты исследования. Должность советника по воспитанию может быть интерпретирована в различных смыслах, которые задают различные образы его деятельности. Для формирования позитивного образа советника по воспитанию значимо осмысление каналов влияния на его восприятие общественным и профессиональным сознанием с учетом имеющегося исторического опыта. Формирование представлений о современном образе советника по воспитанию связано с существованием в отечественной педагогической традиции роли вожатого – взрослого лидера в детской общественной организации («вожатский образ») и воспитательной составляющей классного руководства («воспитательный образ»). Заключение. Обращение к проблеме формирования образа советника по воспитанию становится важной задачей образования, т. к. расширяет представления о сущности, функциях советников (информационная функция); способствует включению советников по воспитанию в повседневность социальной и образовательной реальности (интеграционная функция); содействует консолидации и идентификации носителей данной роли среди других социальных и педагогических субъектов (идентификационная функция).
Ключевые слова: 
советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; советник по воспитанию; образ советника по воспитанию; социально-культурные условия; традиция
Библиографический список: 

1. Кисляков А. В., Щербаков А. В., Буравова С. В. Исследование профессионализма советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: инструментарий, диагностика, результаты исследования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2023. – № 2 (55). – С. 133–147.
2. Бетильмерзаева М. М., Мусханова И. В. Стратегический статус советника директора по воспитанию в современной школе: взгляд обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 2 (62). – С. 330–350. DOI: 10.32744/pse.2023.2.
3. Суханова М. Э. Введение должности советника директора по воспитательной работе как актуальный подход в воспитании подрастающего поколения // Воспитание как стратегический национальный приоритет: Международный научно-образовательный форум (Екатеринбург, 15–16 апреля 2021 года).Часть 4. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. – С. 371–374. DOI: 10.26170/Kvnp-2021-04-92
4. Чапуль Г. И. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей // Источник. – 2022. – № 1. – С. 18–19.
5. Николаева М. В. Об актуальности исследования условий подготовки кадров советников директора учреждения образования по работе с детскими общественными организациями // Актуальные вопросы педагогики: IX Междунар. научно-практ. конф. (Пенза, 20 декабря 2021 г.). – Пенза: Наука и просвещение, 2021. – С. 17–20.
6. Гукаленко О. В., Бермус А. Г., Пустовойтов В. Н., Рыжова О. С. Модель деятельности советника руководителя образовательной организации по воспитанию в условиях России // Социальная педагогика в России. – 2021. – № 6. – С. 8–13.
7. Лаврентьева З. И. Методология исследования деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социальная педагогика. – 2023. – № 2. – С. 5–14.
8. Богуславский М. В. Трансформация идеологии реформ российского образования в 1991–2021 годы: модернизации и ретроинновации // Наука. Управление. Образование. РФ. – 2022. – № 1. – С. 8–14. DOI:
https://doi.org/10.48621/b3563-9325-9282-p
9. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / ред. Н. Л. Селиванова. – М.: ИТИП, 2009. – 46 с.
10. Поляков С. Д. Воспитание видимое и невидимое: Координаты реалистического воспитания. – СПб.: Образовательные проекты, 2023. – 264 с.
11. Андриенко Е. В., Попова О. С., Ромм Т. А. Классное руководство как элемент социального воспитания российских школьников в контексте анализа исследований образования // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 4. –
С. 73–91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.04
12. Куприянов Б. В. Ресурсный подход к совершенствованию практики классного руководства // Классный руководитель в реалиях школы. Научно-методическая серия «Новые ценности образования». – 2009. – Вып. 2. – С. 9–20.
13. Репринцев А. В. Традиции и опыт профессиональной подготовки педагогических кадров для системы социального воспитания детей и молодежи во второй половине ХХ в.: опыт осмысления и интерпретации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 10–22. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-10-22
14. Тимонина Л. И., Кудинов В. А., Уварова Л. Р. Система подготовки кадров на историко-педагогическом факультете Костромского государственного педагогического института им. Н. А. Некрасова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 30–34. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-30-34
15. Шакурова М. В., Паничева Э. В., Реушенко А. А. Портретирование педагогического опыта: историко-педагогический факультет Воронежского государственного педагогического института // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 23–29. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-23-29
16. Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. – М., 2011. – 176 с.