УДК: 
371.715
Шишарина Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического института, Иркутский государственный университет, nshisharina@yandex.ru, Иркутск

Конвергентная модель цифровой гигиены в современном воспитании

Аннотация: 
На основе изучения и синтеза научных источников автор статьи представил методологически разработанную теоретически обоснованную конвергентную модель цифровой гигиены в воспитании. Цель статьи – продемонстрировать ресурсные возможности конвергентной модели цифровой гигиены в современном воспитании обучающихся и восполнить научный пробел в знании о значении конвергентного подхода для качественно нового уровня успешной социализации в воспитании конкурентоспособного подрастающего поколения. Методология. Исследование выполнено на методологической основе принципов конвергентного подхода (методология стирания междисциплинарных границ как инструмента интеграции: слияние, сближение, схождение, объединение, взаимообогащение, взаимовлияние, взаимопроникновение): 1) междисциплинарный и наддисциплинарный синтез; 2) конструирование самоорганизации в различных видах деятельности; 3) гибкая сетевая коммуникация. Конвергентная модель цифровой гигиены в современном воспитании – это гибридная алгоритмизированная интеллектуальная модель безопасного (интересное, актуальное, эффективное) воспитания, где определены и описаны инструменты и механизмы цифровой гигиены в современном воспитании: сочетание междисциплинарного и прикладного подходов; развитие критического мышления; развитие исследовательских компетенций; навыки работы в группе и команде. Заключение. Разработанная модель, в основе которой лежат компоненты: факторы, качества личности, характеристики-основания, – представляет собой систему безопасности детей и подростков (демобилизация стрессовых состояний; способность сохранять себя при разрушающих воздействиях цифровой среды; состояние защищённости жизненно важных интересов личности). Авторский вклад состоит в теоретической разработке и описании компонентов конвергентной модели цифровой гигиены в современном воспитании.
Ключевые слова: 
современное воспитание; конвергентный подход; безопасность; цифровая гигиена
Библиографический список: 

1. Ромм Т. А., Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, вып. 4 (40). – С. 360–366. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366
2. Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9–12 апр. 2019 г.) / А. А. Бочавер, С. В. Докука, М. А. Новикова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. – 250 c. – URL: https://www.hse.ru (дата обращения: 12.04.2023).
3. Ковальчук М. В., Нарайкин О. С., Яцишина Е. Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития // Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С. 3–11.
4. Богданова Д. А. Обучение навыкам для цифровой эры: современный ландшафт // Педагогика информатики. – 2020. – № 2. – С. 1–17.
5. Данильченко П. А., Седина М. С. Цифровая гигиена в социальных сетях как элемент защиты информации // Colloquium-journal. – 2018. – № 13-8 (24). – С. 45–46.
6. Khazaal Y. Mental Health apps: innovations and challenges // Revue Medicale Suisse. – 2019. – № 15 (663). – P. 1650–1656. DOI: 10.4236/etsn.2014.33003
7. Sklar A. Sound, Smart, and Safe: A plea for teaching good digital hygiene // Learning landscapes. – 2017. – Vol. 10, № 2. – P. 39–43. DOI: 10.36510/learnland.v10i2.799.
8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
9. Эриксен Т. Х. Тирания момента. Время в эпоху информации: пер. с норв. – М.: Весь мир, 2003. – 208 с.
10. Castells M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, business, and society (Clarendon lectures in management studies). – Oxford: Oxford University Press, 2003. – 304 p.
11. Eboibi F. E. Cybercriminals and Coronavirus cybercrimes in Nigeria, the United States of America and the United Kingdom: cyber hygiene and preventive enforcement measures // Commonwealth Law Bulletin. – 2020. – № 47 (1). – P. 113–142. DOI: 10.1080/03050718. 2020.1834424.
12. Pittaway D. A. Digital Hygiene: Pandemic Lockdowns and the need to suspend fast Thinking // Filosofia Theoretica. – 2020. – № 9 (3). – P. 33–48. DOI: 10.4314/ft.v9i3.3.
13. Ward S. Radical media ethics for a global digital world // Digital journalism. – 2014. – № 2 (4). P. 455–471. DOI: 10.1080/21670811.2014.952985.
14. Kantar N., Bynum T. W. Global ethics for the digital age-flourishing ethics // Journal of information communication & ethics in society. – 2021. – № 19 (3). – P. 329–344. DOI: 10.1108/JICES-01-2021-0016.
15. Прокофьев О. В., Сёмочкина И. Ю. Компетенции цифровой гигиены в высшем техническом образовании // Современные информационные технологии. – 2019. – № 29. – С. 83–87.
16. Cain A. A., Edwards M. E., Still J. D. An exploratory study of cyber hygiene behaviors and knowledge // Journal of information security and applications. – 2018. – № 42. – P. 36–45. DOI: 10.1016/j.jisa.2018.08.002.
17. Буланов В. В. Философские основы цифровой гигиены жизни // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2021. – № 3 (57). – С. 68–75. DOI: 10.26456/vtphilos/2021.3.068.
18. Федорова С. Н., Голикова Н. Д. Цифровая компетентность субъектов образовательного процесса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2022. – № 2. – С. 36–42. DOI: https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-2-36-42.

19. Шишарина Н. В. Цифровая гигиена в воспитании детей и подростков // Балтийский гуманитарный журнал. – 2023. – Т. 12, Вып. 1 (42). – С. 73–76. DOI: https://doi.org/ 10.57145/27129780_2023_12_01_15

20. Шишарина Н. В. Гигиеническая оценка воспитательной деятельности и критерии её безопасности // Народное образование. – 2022. – № 6. – С. 171–179.