УДК: 
337171
Феттер Инна Витальевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет, finna08@mail.ru, Омск
Макарова Наталья Станиславовна
Доктор педагогических наук, исполняющая обязанности ректора, Омский государственный педагогический университет, makarova.ns@omgpu.ru, Омск
Диких Элина Радиковна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет, bagautdinova1987@mail.ru, Омск

Сценарии персонификации образовательной среды школы

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема персонификации образовательной среды школы. Важность процесса персонификации образовательной среды обуславливается необходимостью создания условий для учета интересов, потребностей, мотивов, индивидуальных стилей учебной деятельности, профессионально-личностных предпочтений и познавательных способностей обучающихся школы. Основная идея состоит в том, что качество образования находится в прямой зависимости от персонификации образовательной среды школы. В этом случае управление качеством образования может быть осуществлено за счет выбора сценариев персонификации образовательной среды на основании ранее проведенной диагностики. Целью статьи является обоснование подхода к сценированию персонификации образовательной среды школы, определение основных сценариев персонификации, а также формулировка рекомендаций по их использованию. Методология. Методологической базой исследования выступает средовой подход, определяющий компоненты образовательной среды, на основании которых выявлены стратегии ее персонификации. Также применяется метод сценирования как инструмент персонификации образовательной среды школы. Результаты исследования. Авторами статьи на основании метода сценирования описаны четыре вида образовательной среды (в соответствии с характеристиками качества образования и субъектности обучающегося), а также описан подход к определению сценариев персонификации образовательной среды современной школы (на основании ранее проведенной диагностики персонификации образовательной среды). В заключении описываются рекомендации по использованию сценариев персонификации образовательной среды школы как условия достижения качества образования.
Ключевые слова: 
образовательная среда; качество образования; персонификация; сценарий персонификации; образовательная стратегия
Библиографический список: 

1. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
2. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: РПА, 1998. – 352 с.
3. Субетто А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 1. – C. 75–87.
4. Хохлова С. В. Мониторинг школьного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003. – 24 с.
5. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотворение: экспертно-проектный практикум. – М.: МПГУ, 2020. – 142 с.
6. Макарова Н. С., Феттер И. В. Персонификация общего образования в контексте средового подхода // Горизонты образования: Материалы III Международной научно-практической конференции. – Омск: ОГПУ, 2022. – С. 128–131.
7. Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С. Современные подходы к исследованию образования в постнеклассической перспективе // Философия образования. – 2010. – № 4 (33). – С. 22–29.
8. Уваров А. Ю. Три сценария развития образования и его цифровая трансформация // Continuum. Математика. Информатика. Образование. – 2020. – № 3 (19). – С. 61–74.
DOI: 10.24888/2500-1957-2020-3-61-74
9. Феттер И. В., Диких Э. Р. Диагностика самоопределения школьников как стратегии персонификации в образовательной среде // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2023. – № 2 (39). – С. 224–229.
DOI: 10.36809/2309-9380-2023-39-224-229.
10. Макарова Н. С., Феттер И. В. Методологические основания персонификации образовательной среды школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 7, № 6. – С. 580–587. DOI: 10.30853/ped20220101.