УДК: 
37. 016:57(045)
Семенова Наталья Геннадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, natashasemenovak@mail.ru, Саранск
Якунчев Михаил Александрович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, mprof@list.ru, Саранск
Маркинов Иван Федорович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, географии и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, mark33@list.ru, Саранск

Практико-ориентированные задания как средство формирования профессиональных компетенций у будущего учителя в педагогическом вузе

Аннотация: 
В статье актуализируется формирование профессиональных компетенций у будущего учителя в педагогическом вузе посредством практико-ориентированных заданий. Процесс практико-ориентированной подготовки будущего учителя биологии в педагогическом вузе может осуществляться при задействовании различных средств. Одним из таких средств являются практико-ориентированные задания. Под ними авторы понимают особый вид учебного поручения преподавателя студентам, который содержит совокупность требований выполнить интеллектуальные и (или) прикладные учебно-познавательные действия для оптимального освоения материала профессионально-ориентированного содержания. В статье представлены компетенции и к каждой из них приведены примеры заданий. Цель статьи. Представление практико-ориентированных заданий как одного из средств формирования профессиональных компетенций у будущего учителя в педагогическом вузе. Методология исследования. Приоритетная методологическая основа – компетентностный подход, предопределяющий в процессе подготовки будущего учителя использование практико-ориентированных заданий по аспектам «знать», «уметь», «владеть». Методы исследования. Методы теоретического уровня – анализ опубликованных источников по заявленной теме, систематизация и обобщение исследовательского материала. Методы эмпирического уровня – педагогический эксперимент, диагностика состояния способности студентов – будущих учителей к выполнению практико-ориентированных заданий, элементарные математические расчеты полученных данных и их интерпретация. Заключение. Предлагаемые авторами оригинальные задания, разработанные на основе компетентностного подхода, приемлемы для профессионально ориентированной подготовки студентов – будущих учителей в педагогическом вузе.
Ключевые слова: 
практико-ориентированные задания; будущий учитель; формирование профессиональных компетенций у будущего учителя в педагогическом вузе
Библиографический список: 

1. Серикова Л. А., Неясова И. А. Практико-ориентированная подготовка будущего специалиста в области воспитания к исследовательской деятельности // Гуманитарные науки и образование. – 2019. – № 4. – С. 95–100.
2. Горшенина С. Н., Буянова И. Б., Шукши-на Т. И. Применение практико-ориентированных оценочных средств в подготовке будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. – Т. 11, № 4. – 2020. – С. 25–30.
3. Макарова И. А., Бурдуковская Е. А., Кора Н. А., Смирнова С. В. Кейс-метод в формировании профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления «психолого-педагогическое образование» // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 3. – С. 225–231.
4. Ерохина Л. Ю. О содержании профессиональных компетенций педагогического образования // Развитие образования. – 2019. – № 3 (5). – С. 15–18.
5. Мазниченко М. А., Михалькова О. А., Арахамия Х. Е., Игнатьева О. В. Формирование профессиональной компетенции педагога как решающий фактор успешной педагогической деятельности в системе высшего образования // Школа будущего. – 2022. – № 5. – С. 64–73.
6. Буян Р. Н. Психолого-педагогический аспект формирования профессиональной компетенции руководителей системы образования // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2022. – № 2 (60). – С. 48–61.
7. Шендерей П. Э., Груздова И. В., Шендерей Е. Э., Туркина А. Ю., Романова И. Н. Формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования в соответствии с ФГОС // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 8. – С. 66–72.
8. Кузнецова Е. Б. Практико-ориентированные задания как средство формирования профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения в вузе // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. – Новосибирск, 2021. – С. 28–30.
9. Шукшина Т. И., Каско Ж. А., Рыжов Д. В. Особенности практико-ориентированной подготовки будущего учителя в цифровой образовательной среде педагогического вуза // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 6 (111). – С. 22–26.
10. Снигирева Т. А., Гришанова И. А., Ворсина Е. В., Станкевич Т. Г., Рябчикова М. С. Практико-ориентированные комплексные задания как средство контроля сформированности компетенций студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. – С. 70.
11. Усольцев А. П., Антипова Е. П. Определение и достижение необходимого минимума предметных знаний и умений у будущего учителя физики. – Челябинск: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Край Ра», 2021. – 134 с.
12. Якунчев М. А., Семенова Н. Г., Потапкин Е. Н. Профессиональная подготовка обучающихся естественно-технологического факультета на основе современных образовательных стандартов // Гуманитарные науки и образование. – 2016. – № 4 (28). – С. 72–77.