УДК: 
378
Пустыльник Юлия Юрьевна
Кандидат педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией развития личности в системе образования, Институт стратегии развития образования, pustylnik_yy@instrao.ru, Москва

Влияние искусственного интеллекта на содержание подготовки будущего учителя к воспитательной деятельности

Аннотация: 
Введение в проблему. Развитие технологий искусственного интеллекта заметно повлияло на педагогический дискурс в связи с ростом доступности и популярности у обучающихся генеративных нейросетей. Технологический прогресс актуализировал проблемы нравственного и этического характера. В процессе формирования профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя необходимо готовить студентов к педагогическому взаимодействию с одаренными школьниками, увлеченными технологиями искусственного интеллекта. Цель статьи – выявить и охарактеризовать основные направления изменений в содержании подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Исследование проведено на основе данных о наставнической деятельности педагогов в ходе подготовки школьников к участию во Всероссийской олимпиаде по искусственному интеллекту в 2021–2022 гг. Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляет системный подход. Исследование проведено на базе 100 школ из 46 субъектов Российской Федерации. Сбор данных осуществлен методом анкетирования школьных администраторов, учителей информатики, школьников и их родителей. Результаты исследования. Обосновано, что современный уровень развития технологий искусственного интеллекта оказывает влияние на содержание общепрофессиональных педагогических компетенций и на целевые ориентиры формирования профессиональной позиции педагога как воспитателя. Для выполнения профессиональных трудовых функций будущему учителю любого предмета необходимо иметь базовые представления о комплексе технологических решений, которые объединяют понятием «искусственный интеллект», о ключевых задачах, в решении которых сегодня используются технологии искусственного интеллекта, о достижениях в сфере применения искусственного интеллекта. Для осуществления воспитательной деятельности будущему учителю необходима сформированная личностно-профессиональная позиция, включающая ценностное отношение к этическим границам применения искусственного интеллекта. Заключение. Основные направления изменений в содержании подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности в условиях развития технологий искусственного интеллекта связаны, во-первых, с расширением представлений о сферах применения искусственного интеллекта, во-вторых, с овладением технологическими разработками для применения их в профессиональной педагогической деятельности, в-третьих, с уточнением роли педагога как наставника в личностном развитии школьников.
Ключевые слова: 
будущий учитель; искусственный интеллект; образование; школа; профессиональная позиция
Библиографический список: 

1. Иванова С. В. Цифровое образовательное пространство России: состояние и вектор развития // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных статей Международной научно-практической конференции (Москва, 07–08 июня 2022 года) / под ред. С. В. Ивановой, И. М. Елкиной. – М.: ИСРО РАО, 2022. – С. 17–25.
2. Елкина И. М. Современное онлайн и офлайн-образование с позиции видения философии образования // Ценности и смыслы. – 2020. – № 6 (70). – С. 9–21. – DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10051.
3. Грохольская О. Г. Методологические особенности реализации смешанного обучения в обновленном пространстве школы // Педагогика. – 2020. – № 7. – С. 61–66.
4. Осмоловская И. М., Кларин М. В., Гудилина С. И., Макаров М. И. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: методическое пособие / под ред. И. М. Осмоловской. – М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2021. – 118 с.
5. Осмоловская И. М., Ускова И. В. Обновление методов и технологий обучения в условиях информационно-образовательной среды // Школьные технологии. – 2021. – № 3. – С. 119–125.
6. Ромм Т. А., Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, № 4 (40). – С. 360–366. – DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366.
7. Кузьмин П. В. О природе воспитательной деятельности в информационных средах // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 7. – С. 230–233.
8. Круглов В. В. Возможности цифровой среды в процессе воспитания школьников // Народное образование. – 2022. – № 6 (1495). – С. 153–157.
9. Педагогические практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов / под ред. Ю. Ю. Пустыльник, И. И. Трубиной, Е. В. Чмыховой. – М.: ИСРО РАО, 2022. – 160 с.
10. Трубина И. И. Портрет наставника финалистов олимпиады по искусственному интеллекту // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 85. – C. 27–30.
11. Рыжова Н. И., Трубина И. И. Актуализация изучения этических проблем искусственного интеллекта современными школьниками // Информатика в школе. – 2022. – № 5 (178). – С. 26–32. – DOI: 10.32517/2221-1993-2022-21-5-26-31.
12. Шананин В. А., Чаругин В. М., Архипова Е. М. и др. Применение искусственного интеллекта в физическом эксперименте // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 4. – С. 117–119.
13. Соломко Д. С., Павлов Д. А. Применение искусственного интеллекта в разработке новых видов лекарств // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности: сб. науч. ст. по итогам II международной научной конференции (Волгоград, 21–22 января 2021 г.). – Ч. 2. – Волгоград: Конверт, 2021. – С. 58–60.
14. Григорьев С. Г. Искусственный интеллект в образовании // Физико-математическое образование: цели, достижения и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Минск, 20–21 октября 2022 года). – Минск: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2022. – С. 20–24.
15. Ромм Т. А. Подготовка студентов к воспитательной деятельности в вузе: вектор современного развития // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 48–54. – DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-4-48-54.
16. Шакурова М. В. Особенности формирования в вузе профессиональной субъектности будущего учителя как воспитателя // Образование и саморазвитие. – 2021. – Т. 16, № 3. – С. 362–374. – DOI: 10.26907/esd.16.3.29.
17. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта // Альянс в сфере искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. – URL: https://a-ai.ru/wp-content/uploads/2021/10/Кодекс_этики_в_сфере_ИИ_финальный.pdf (дата обращения: 06.07.2023).
18. Трубина И. И., Пустыльник Ю. Ю. Искусственный интеллект в российской школе: монография. – М.: Педагогический поиск, 2023. – 144 с.
19. Трубина И. И. Педагогические условия достижения финалистами олимпиады по искусственному интеллекту высоких результатов // Информатика и образование. – 2022. – № 37 (1). – С. 69–78. – DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-1-69-78.