УДК: 
37.01 + 371.311.1
Дудина Елена Александровна
Новосибирский государственный педагогический университет, доцент кафедры иностранных языков, elenadudina@list.ru, Новосибирск
Поздеева Светлана Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования, Томский государственный педагогический университет; профессор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, svetapozd@mail.ru, Томск

Проблема наставничества в зарубежных и отечественных педагогических исследованиях

Аннотация: 
Введение. В современном российском образовательном пространстве отмечается рост практического и исследовательского интереса к феномену наставничества. Возникает необходимость переосмысления подходов к наставничеству на современном этапе с опорой на его исторические основания. Целью статьи является обзор тематики и проблематики наставничества в зарубежных и отечественных педагогических исследованиях и определение как общих теоретических основ в понимании наставничества в России и за рубежом, так и актуальных трендов в его изучении и распространении на разных уровнях образования и в разных сферах. Методология. Для реализации цели исследования были использованы следующие методы: анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблематике наставничества, логические и исторические методы познания. Результаты. Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил установить, что понимание феномена наставничества исторически эволюционировало от «инструмента подготовки к взрослой жизни» до «инструмента непрерывного образования и развития человека, развития общества, сохранения и приращения человеческого капитала». Первые попытки осмысления наставничества осуществлялись в художественной литературе, философских трактатах, посвященных воспитанию. Затем акцент сместился в сторону профессиональной деятельности: овладения профессией, развития профессионального мастерства. Наставничество исследовалось по сферам применения (образование, профессионально-производственная деятельность, социальная сфера). В фокусе исследований находились: функции наставничества и типология его моделей, развитие и периодизация наставнических отношений, концептуализация наставничества среди других форм индивидуализированного сопровождения и обучения. Заключение. На современном этапе наставничество изучается как комплексный междисциплинарный феномен, концептуализация которого осуществляется в ценностной парадигме субъектности, диалога, совместной деятельности и развития, интеллектуальной и духовной активности по открытию личностных смыслов деятельности.
Ключевые слова: 
наставничество; наставник; совместная деятельность; тенденции изучения наставничества; типология наставничества
Библиографический список: 

1. Shea G. F. Mentoring: A Guide to the Basics. – London: Kogan Page, 1992. – 79 p.
2. Фенелон Ф. Приключения Телемаха. – СПб.: Римис, 2011. – 352 с.
3. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1: Эмиль, или О воспитании / под ред. Г. Н. Джибладзе; составитель А. Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1981. – 656 с.
4. Irby B., Boswell J. Historical Print Context of the Term, “Mentoring” // Mentoring and Tutoring: Partnership in Learning. – 2016. – Vol. 24 (1). – P. 1–7.
5. Levinson D. J., Darrow D., Levinson M., Klein E. B., McKee B. Seasons of a man’s life. – New York: Academic Press, 1978. – 352 p.
6. Roche G. Much ado about mentors // Harvard Business Review, 1979. – Vol. 20. – P. 14–16.
7. Developing talent in young people / Ed. B. J. Bloom. – NY: Ballantine Books, 1985. – 557 p.
8. Zey M. G. The mentor connection. – Homewood, IL: Dow Jones-Irwin, 1984. – 250 p.
9. Kram K. E. Phases of the mentor relationship // Academy of Management Journal, 1983. – Vol. 26. – P. 608–625.
10. Roberts A. Mentoring revisited: a phenomenological reading of the literature // Mentoring and Tutoring, 2000. – Vol. 8 (2). – P. 145–170.
11. Merriam S. Mentors and protégés // Adult Education Quarterly, 1983. – Vol. 33 (3). – P. 161–174.
12. Grossman J. B., Rhodes J. E. The test of time: Predictors and effects of duration in youth mentoring // American Journal of Community Psychology, 2002. – Vol. 30. – P. 199–219.
13. Torrance E. P. Growing up creatively gifted: A 22-year longitudinal study // Creative Child and Adult Quarterly. – 1980. – Vol. 5 (1). – P. 148–158.
14. Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship // Theory Into Practice, 1988.
15. Furlong J., Maynard T. Mentoring Student Teachers: The Growth of Professional Knowledge. – London: Routledge, 1995. – 210 p.
16. Tomlinson P. Understanding mentoring: Reflective strategies for school-based teacher preparation. – Philadelphia: Open University Press, 1995. – 242 p.
17. Tyler H. J. School-based to school-led initial teacher training: reconceptualising the mentor’s role: DProf thesis. Middlesex University, 2015 [Электронный ресурс]. – URL: http://eprints.mdx.ac.uk/18509/ (дата обращения: 23.06.2023).
18. Garvey B., Alred G. An introduction to the symposium on mentoring: Issues and prospects // British Journal of Guidance and Counselling. – 2003. – Vol. 31. – P. 1–9.
19. Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии // Народное образование. – 2019. – № 5 (1476). – С. 109–115.
20. Батышев С. Я. Основы педагогической деятельности наставника. – М.: Знание, 1977. – 63 с.
21. Лебедева Л. В. Наставничество как индивидуальная форма нравственного воспитания: автореф. дис. … канд. филос. наук. – М., 1985. – 17 с.
22. Смольникова Н. С. Наставничество как социальный институт коммунистического воспитания: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Уфа, 1984. – 20 с.
23. Чарина Е. В. Отношения в системе «наставник-молодой специалист» в процессе профессионализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2004. – 24 с.
24. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2007. – 27 с.
25. Колесниченко К. В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов: на примере педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2013. – 24 с.
26. Фомин Е. Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2013. – 27 с.
27. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – Уфа, 2014. – 40 с.
28. Фаляхов И. И. Научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2018. – 26 с.
29. Ирисметова И. И. Формирование готовности наставников к непрофессиональной педагогической деятельности на предприятиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2023. – 24 с.
30. Рудь О. В. Психологическое сопровождение наставников рабочей молодежи в условиях промышленного производства: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2015. – 22 с.
31. Злобина А. А. Психологические особенности наставничества в операторской деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2016. – 25 с.
32. Цигулева О. В., Абакумова Н. Н., Поздеева С. И. Гуманитарные характеристики человеческого капитала в контексте компетентностного подхода к образованию // Язык и культура. – 2022. – № 57. – С. 292–307.