УДК: 
378.1
Токтарова Вера Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры прикладной математики и информатики, советник ректората, Марийский государственный университет, toktarova@yandex.ru, Йошкар-Ола
Матросова Наталья Владимировна
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин и методики их преподавания, Марийский государственный университет, m.natali378@mail.ru, Йошкар-Ола

Проектная компетентность учителя марийского языка и литературы в условиях цифровизации образования: структурно-содержательный анализ

Аннотация: 
Сегодня формирование проектной компетентности – неотъемлемая часть подготовки учителя марийского языка и литературы. Данная характеристика отражает способность и готовность педагога к руководству проектами этнокультурной направленности и их реализации в условиях цифровизации образования. Цель статьи – раскрытие и обоснование понятия «проектная компетентность учителя марийского языка и литературы», определение ее структуры и содержания в условиях цифровизации образования. Методология. Методологическую базу исследования составили нормативные документы, современные труды отечественных и зарубежных ученых в области цифровой трансформации образования и управления проектами. При проведении исследования были использованы теоретические, эмпирические и математические методы. Результаты исследования. В работе обоснована значимая роль проектной деятельности в подготовке учителя марийского языка и литературы. Приводится обзор определений «проектная компетентность» в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, выполнен анализ их ключевых составляющих и структурных компонентов. Дано определение «проектная компетентность учителя марийского языка и литературы», выделены и описаны структурные компоненты, раскрыто их содержание. Отображены аспекты влияния цифровизации на процесс формирования проектной компетентности учителя марийского языка и литературы. Разработана и предложена программа дополнительного профессионального образования «Цифровые проекты по марийскому языку и литературе», описана ее структура и содержание. В заключении делается вывод о том, что проектная компетентность является неотъемлемой частью подготовки учителя марийского языка и литературы и представляет собой сложную интегрированную характеристику, состоящую из мотивационного, когнитивного, деятельностного, культурологического и рефлексивного компонентов. На ее формирование большое влияние оказывают происходящие процессы цифровизации.
Ключевые слова: 
цифровизация образования; проектная компетентность; марийский язык и литература; учитель; образовательная программа
Библиографический список: 

1. Матросова Н. В. Современные цифровые средства в подготовке учителей марийского языка и литературы // Цифровая трансформация в этнокультурном образовании: вызовы современности: сборник научных статей II Международного научно-педагогического форума. – Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2022. – С. 228–231.
2. Болозович А. П. Методика формирования проектной компетентности специалиста в сфере инвестиционной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Тамбов, 2008. – 27 с.
3. Бреднева Н. А. Формирование проектной компетентности студентов в образовательном процессе вуза // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 5 (71). – С. 166–169.
4. Гулакова М. В., Харченко Г. И. Проблема формирования проектной компетентности студентов вуза // Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 3746–3750.
5. Зайцева С. А., Смирнов П. В. Формирование проектной компетентности бакалавров педагогического направления подготовки средствами специальных информационных дисциплин // Мир науки. – 2017. – T. 5, № 1. –
URL: http://mir-nauki.com/PDF/34PDMN117.pdf (дата обращения: 03.08.2023).
6. Иванова Л. В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Науковедение. – 2014. – № 23. – С. 1–8.
7. Калугина Н. А., Коцуба М. Л. Диагностика выявления готовности к проектной деятельности у мастеров производственного обучения в образовательном процессе // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 12. – С. 137–142.
8. Матяш Н. В., Володина Ю. А. Методика оценки проектной компетентности студентов // Психологические исследования. – 2011. – № 3 (17). DOI: https://doi.org/10.54359/ps.v4i17.847
9. Парфенова Т. А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов в условиях вуза // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 10. – C. 223–228.
10. Смирнова М. А. Развитие профессиональных компетенций бакалавров в условиях проектного обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 2007. – 24 с.
11. Суходимцева А. П. Развитие проектной компетентности педагогов в деятельности муниципальной методической службы: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 26 с.
12. Филимонюк Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Махачкала, 2008. – 42 с.
13. Щеглова Т. М. Формирование проектной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования (на материале укрупненной группы специальностей и профессий «Технологии легкой промышленности»): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Белгород, 2016. – 26 с.
14. Tias I., Octaviani S. The effect of using the project based learning model on process skills and science literation skills // Journal of humanities and social studies. – 2018. – Vol. 02. – P. 25–30.
15. Bricklemyer J. 5 Essential Project Management Skills for Scientists [Электронный ресурс]. – URL: https://edwardscampus.ku.edu/blog/5-essential-project-management-skills-... (дата обращения: 02.08.2023).
16. Almulla M. A. The Effectiveness of the Project-Based Learning (PBL) Approach as a Way to Engage Students in Learning // SAGE Open. – 2020. – № 10 (3). DOI: 10.1177/2158244020938702.
17. Abdelmasseh R. M., Bassioni H. A., Gaid E. F. Project Manager Skills affecting Construction Projects in Egypt // International Conference on Civil and Architecture Engineering (ICCAE-14). – Cairo, 2022. – Vol. 1056.
DOI: 10.1088/1755-1315/1056/1/012038.