Грасс Татьяна Петровна
Доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, tpgrass@mail.ru, Cанкт-Петербург
Петрищев Владимир Иннокентьевич
Доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А. А. Новикова, vpetrishchev2019@mail.ru, Cанкт-Петербург
Развитие инженерного мышления и образования в средних школах России и Китая
Аннотация:
Актуальность заявленного исследования определяется недостаточной изученностью развития инженерного мышления и инженерного образования у обучающихся в России и Китае. Авторы акцентируют внимание на том, что в последнее время в обеих странах отмечается в буквальном смысле «бум» развития инженерного мышления и образования в школах, начиная с начального этапа и заканчивая старшей школой.
Цель статьи – выявить и охарактеризовать проблему развития инженерного мышления и инженерного образования у обучающихся в России и Китае. Авторы проводят анализ основных направлений и описывают ряд успешных инициатив, реализуемых в этих странах, способствующих успешному развитию инженерного мышления и инженерного образования у обучающихся.
Методология и методы исследования. Анализ научной литературы по развитию инженерного мышления и инженерного образования у обучающихся, нормативно-программной документации и проектов, реализуемых в школах исследуемых стран, показал значимость данного направления.
Результаты исследования. Проведенное исследование подтвердило, что развитие инженерного мышления и инженерного образования у обучающихся в России и Китае позволяет подрастающему поколению осознанно сделать профессиональный выбор и приобрести мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла. Развитие инженерного мышления и инженерного образования у обучающихся в России и Китае в последнее десятилетие происходит в условиях интенсивного внимания и поддержки со стороны правительств этих стран. Охарактеризована новая система технопарков, способствующая приобщению большей части школьной молодежи к технической специальности.
Заключение. Исследование развития инженерного мышления и образования в средних школах России и Китая имеет важное теоретическое и практическое значение для подготовки подрастающих поколений к жизни и профессиональной деятельности. Изучение позитивного опыта Китая может быть важным для осмысления, обогащения и возможности его использования в отечественной практике с учетом культурологических особенностей нашей страны.
Ключевые слова:
инженерное мышление; обучающиеся; проекты; ключевые фундаментальные знания по физике, математике и информатике; технопарки; школа
Библиографический список:
1. Путин В. В. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров // Государственные вести. – 2011. – URL: http://www.gosnews.ru/business_and_authority/news/643 (дата обращения: 15.06.2023).
2. Дума Е. А., Кибаева К. В., Мустафина Д. А., Рахманкулова Г. А., Ребро И. В. Уровни сформированности инженерного мышления // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 143–144.
3. Абрамова О. Н. Развитие инженерного мышления школьников // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 301–303.
4. Shuker S. High-ranking Thinking and its Relationship to Engineering Thinking Among Second-grade Intermediate Students // Journal of Physics: Conference Series. – 2021. – P. 2.
5. Игнатова С. В., Афанасьев А. И., Белокопытова Е. П. Формирование инженерного мышления школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности. – Краснодар, 2020. – 96 с.
6. Оплетина Н. В. Инженерное образование в контексте новой технологической парадигмы общественного развития // Науковедческие исследования. – 2022. – № 2. – С. 55–56.
7. Кондратьева Г. Почему наши дети не знают математику? // Педагогические измерения. – 2012. – № 1. – С. 42–49.
8. Корецкий М. Г., Тукаева Л. Р. Развитие STEM-подхода в России и мире // Гуманитарные и социальные науки. – 2022. – Т. 93, № 4. – С. 148–153.
9. Zenz A. Thoroughly reforming them towards a healthy heart attitude’: China’s political re-education campaign in Xinjiang // Central Asian Surveym. – 2019. – № 38 (1). – P. 102–128.
10. 61-я Международная математическая олимпиада (18–28 сентября, Санкт-Петербург, Россия) [Электронный ресурс]. – URL: https://imo2020.ru (дата обращения: 25.06.2023).
11. Yiming Cao. Investigation of mathematics teaching and learning in China // Research Features. – 2019. – Aug. 5. – URL: https://researchfeatures.com/wp-content/uploads/2019/08/Yiming-Cao.pdf (дата обращения: 10.07.2023).