УДК: 
[316.723:398.2]-053.6
Фирсова Татьяна Геннадьевна
Кандидат филологических наук, доцент, декан факультета психолого- педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, tan-firsova@yandex.ru, Саратов
Шамионов Раиль Мунирович
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, shamionov@mail.ru, Саратов

Современный подростковый фольклор как отражение поведенческой составляющей субкультуры современных подростков

Аннотация: 
В работе выявлены отдельные элементы поддерживаемой современными подростками субкультуры: особенности языка, «ответки», анекдоты, четверостишья (речевки, «садистские» стишки) и пр. Подростковый возраст определен как особый период становления и социализации личности. Выдвинуто предположение о репрезентации социального поведения подростка через такие элементы субкультуры, как жанры фольклора (школьного, постфольклора). Подростковый фольклор интерпретирован с позиций феноменологии самосознания детей на различных этапах развития и онтогенеза, как механизм развития этнокультурной социализации и этнической самоидентификации, условие смыслотворчества и культуротворческой деятельности. Систематизирована методологическая база по вопросам изучения детского фольклора и его отдельных жанров. Цель статьи – предложить специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания подростков, материалы актуального школьного фольклора, характеризующие специфику поведенческой субкультуры, и их психолого-педагогическую интерпретацию для дальнейшего моделирования профессиональной деятельности. Методами исследования выступили опрос и стандартизированное наблюдение. В исследовании приняли участие 120 подростков, обучающихся в 6–9 классах школ г. Саратова (N = 120; М = 13,4 лет; мальчики – 42 %, девочки – 58 %). Указан дизайн исследования: цель, задачи, сущность, перспективы. По отдельным жанрам результаты локального исследования сопоставлены с результатами всероссийских опросов. Сделаны выводы об основных тенденциях в современном языке подростковой коммуникации и психологических трудностях, отраженных в поддерживаемом фольклоре. Поставлена задача изучения артефактов культуры подростков для установления целостной инвариантной схемы основных его элементов. Обозначены психолого-педагогические перспективы проведенного исследования.
Ключевые слова: 
фольклор; постфольклор; подростковый фольклор; школьный фоль- клор; субкультура подростков
Библиографический список: 

1. Путилов Б. Н. Фольклор и народная куль- тура. – СПб.: Наука, 1994. – URL: http://www. infoliolib.info/philol/putilov/index.html (дата об- ращения: 11.09.2023).
2. Гаврилова А. О. Современный подросток в образовательном пространстве русской на- родной культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2 (106). – С. 9–15.
3. Абраменкова В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. – 2008. – № 1 (53). – С. 175–189. – URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_10025573_81513802.pdf (дата обращения: 11.09.2023).
4. Неклюдов С. Ю. Фольклор и его исследования: век двадцатый // Экология культуры. – 2006. – № 2 (39). – С. 121–127.
5. Никитченков А. Ю. Концептуальные ос- новы изучения фольклора в системе филологи- ческой и методической подготовки педагогов начальной школы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2012. – Вып. 3 (26). – С. 68–82.
6. Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / сост. А. Ф. Белоусов. – М.: Ладомир, Издатель- ство АСТ-ЛТД, 1998. – 744 с. («Серия русская потаенная литература»).
7. Чередникова М. П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. – Улья- новск: Лаб. культурологии, 1995. – 237, [3] с.
8. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский дет- ский фольклор: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 320 с.
9. Лойтер С. М. Феномен детской субкультуры. – Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 1999. – 42, [1] с.
10. Киндеркнехт А. С. Мирилка как жанр детского фольклора // Жанры речи. – 2019. – № 4 (24). – С. 314–319.
11. Мирвода Т. А. Детский страшный повествовательный фольклор: к вопросу о жанровом многообразии традиции // Вестник Том- ского государственного университета. – 2018. – № 436. – С. 38–48. DOI: 10.17223/15617793/ 436/5
12. Лурье М. Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое // Антропо- логический форум. – 2006. – № 6. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sadistskiy-stishok-v- kontekste-gorodskoy-folklornoy-traditsii-detskoe- i-vzrosloe-obschee-i-spetsificheskoe/viewer (дата обращения: 12.09.2023).
13. Щербина С. Ю. Анекдот как культурный феномен // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 10. – С. 167–171.
14. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2021. – 448 с.
15. Доронина П. Д. О языке подростков в со- циальных сетях // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2017. – № 3 (56). – С. 136–143.
16. Ермоленко Н. Н., Кучугурная Е. С., Мозговая Н. Н., Азарова Е. А. Современный сленг как норма взаимодействия в пространстве общения в подростковом возрасте // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. – 2015. – № 4. – С. 124–133.
17. Зубова Р. И. Алкоголепотребление в подростковой среде: социальный аспект проблемы // Отечественный журнал социальной рабо- ты. – 2014. – № 3. – С. 80–90.
18. Сахарова Г. М., Антонов Н. С., Сала- гай О. О., Донитова В. В. Глобальное обследование употребления табака среди молодежи в возрасте 13–15 лет в Российской Федерации: сравнение тенденций в 2004 и 2015 гг. // Пульмонология. – 2017. – Т. 27. – № 2. – С. 179–186.
19. Драгунская Л. С. Культура как морфо- логия переживания // Человек. – 2010. – № 6. – С. 55–69.