УДК: 
378.637:177.61
Фирсова Татьяна Геннадьевна
Кандидат филологических наук, доцент, декан факультета психолого- педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, tan-firsova@yandex.ru, Саратов
Гринина Елена Сергеевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры реабилитационных технологий, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, elena-grinina@yandex.ru, Саратов
Рудзинская Танзиля Фаатовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии и психолингвистики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, tanzilyaff@yandex.ru, Саратов

Образ любви в представлении будущих педагогов

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема становления образа любви в представлении будущих педагогов. Значимость данного исследования обусловлена ролью педагога как агента формирования ценностной картины мира, идеологии подрастающего поколения. Во введении обозначены различные дефиниции, раскрывающие феномен любви в межпредметных исследованиях. Цель статьи – анализ образа любви в представлении будущих педагогов и источников его формирования. Методология. Была разработана авторская анкета, направленная на выявление соци- ально-психологических характеристик респондентов, понимание ими любви с опорой на классификацию Дж. Алана Ли, подбор ассоциаций к слову «любовь», через примеры лю- бовных отношений, представленных в художественных произведениях, а также источников информации о любви. В исследовании приняли участие 47 студентов 1-го курса направле- ния подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование. Результаты. Выявлено предпочтение будущими педагогами опекающего типа любви с тенденцией к альтруизму, неоднозначность по отношению к модели любви «эрос», что обусловлено спецификой исследуемой выборки. Наиболее значимыми источниками информации о любви являются семья, друзья и литературные произведения. Заключение. Полученные в ходе исследования результаты позволяют говорить о том, что представления о любви у будущих педагогов коррелируют с выбранным полем про- фессиональной деятельности, предполагающей проявление эмпатии, поддержки, заботы об учащихся, высокий уровень культурного и духовно-нравственного развития.
Ключевые слова: 
любовь; образ любви; модели любви; представления о любви; педаго- гическое образование; будущие педагоги
Библиографический список: 

1. Джидарьян И. А. Вера, Надежда и лю- бовь: оптимистическая триада // Психологиче- ский журнал. – 2011. – Т. 32, № 6. – С. 5–17.
2. Бим-Бад Б. М. Любовь как катего- рия педагогической антропологии. – URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full. php?aid=8&binn_rubrik_pl_articles=101 (дата обращения: 19.09.2023).
3. Воркачев С. Г. Любовь как лингвокуль- турный концепт. – М.: Гиозис, 2007. – 284 с.
4. Сурков А. Г. Порядок любви: феномено- логия // Вестник Русской христианской гума- нитарной академии. – 2020. – Т. 21, № 4-2. – С. 82–95.
5. Каримова Н. И. Мониторинг представле- ний о системе ценностей студенческой молоде- жи Таджикистана в условиях межкультурного взаимодействия // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). – 2021. – № 3-4 (75). – С. 205–214.
6.Гаранович М. В. Концепт «любовь» в языковом сознании российской и китайской молодежи // Перспективы науки. – 2018. – № 9 (108). – С. 273–282.
7. Философия любви: в 2 ч. / под общ. ред. Д. П. Горского; сост. А. А. Ивин. – М.: Поли- тиздат, 1990.
8. Белова Д. Н. Понятие любви в культурно- нравственном аспекте // Миссия конфессий. – 2017. – № 25. – С. 66–78.
9. Кыштымова И. М., Макаревич В. В. Лю- бовь в системе социально значимых ценностей студенческой молодежи // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психо- логия. – 2020. – Т. 31. – С. 66–80.
10. Haslip M. J., Allen-Handy A., Donaldson L. How do Children and Teachers Demonstrate Love, Kindness and Forgiveness? Findings from an Early Childhood Strength-Spotting Intervention // Early Childhood Education Journal. – 2019. – № 47. – Р. 531–547. DOI: https://doi.org/10.1007/s10643- 019-00951-7
11. Reid S. K., Sealey-Ruiz Y. Love as a moral imperative in teaching and teacher education // Pur- poseful Teaching and Learning in Diverse Con- texts: Implications for Access, Equity and Achieve- ment. – 2022. – P. 147. – URL: https://nyuscholars. nyu.edu/en/publications/love-as-a-moral-impera- tive-in-teaching-and-teacher-education (дата об- ращения: 15.06.2023).
12. Верхотурова Ю. А., Донгаузер Е. В., Ясинских Л. В. Понятие «любовь к детям» в философско-педагогическом дискурсе // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 6. – С. 45–52. DOI: 10.26170/po20-06-05.
13. Гомонова Т. А. Воспитание педагогиче- ской любви как профессионально значимого качества будущего учителя: дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. – 204 с.
14. Галай И. А., Айзман Р. И., Богомаз С. А. Гендерные особенности субъективной оцен- ки значимости базисных ценностей и воз- можности их реализации у студентов перво- го курса педагогического вуза // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 56. – С. 167–176.