УДК: 
373.5.064.1:378.637.012
Александрова Екатерина Александровна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, alexkatika@mail.ru, Саратов, Россия

Новые форматы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников и дошкольников

Аннотация: 
В статье представлен опыт решения актуальной проблемы педагогического образования – подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями их воспитанников и учеников. Показана противоречивость традиции направленности содержания изучаемых студентами педагогических дисциплин на формирование умения взаимодействовать исключительно с детьми, несмотря на то, что родители обучающихся являются сегодня полноправными субъектами образовательного процесса. Цель статьи – привлечение внимания преподавателей, осуществляющих профессиональное обучение педагогических кадров, к проблеме подготовки педагогов к взаимодействию с родителями. В качестве методологических подходов выступают эмоционально-ценностный, диалогический, рефлексивный и ситуативный, на которых основана авторская стратегия подготовки студентов педагогических специальностей к взаимодействию с родителями. Результатом исследования является технология осуществления данной стратегии, суть которой в том, что студентам последовательно предлагается осуществлять педагогическое наблюдение за поведением родителей обучающихся в естественных или специально соз- данных условиях, в том числе и с помощью просмотра художественных и документальных фильмов; затем предлагается создать коллекцию ситуаций и соответствующих им педагогических реакций; после чего организуется разрешение студентами типичных ситуаций в игровой форме; студенты допускаются к фрагментарному информирующему взаимодействию с родителями в процессе педагогической практики и, впоследствии, к ситуационному конструктивному взаимодействию с ними. В заключении определяется, с помощью каких методов и форм работы со студентами подобная стратегия будет эффективной.
Ключевые слова: 
взаимодействие с родителями; работа с родителями; семья и школа; стратегия профессиональной подготовки; подготовка педагогов; методы профессионально- го образования; формы профессионального образования
Библиографический список: 

1. Кузнецова Н. А. Подготовка будущих учителей к партнерско-педагогическому взаимодействию с родителями школьников: авто- реф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2016. – 24 с.
2. Яковлева Е. В. Формирование у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся // Со- временные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=20656 (дата обращения: 07.09.2023).
3. Татаринцева Е. А. Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с родителями в развитии духовно-нравственной сферы млад- ших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Армавир, 2018. – 26 с.
4. Князева А. С. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к педагогическому взаимодействию с родителями в вос- питании учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Армавир, 2019. – 28 с.
5. Квасова А. Ю. Формирование готовности будущих педагогов к сопровождению родите- лей дошкольников с ограниченными возмож- ностями здоровья: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 2023. – 24 с.
6. Ellen S. Amatea, Kacy Mixon, Shannon McCarthy. Preparing Future Teachers to Collaborate With Families Contributions of Family Systems Counselors to a Teacher Preparation Program // The Family Journal: Counseling and Therapy for Couples and Families. – 2012. – № 21 (2). – Р. 136–145.
7. Buchanan Karen S., Buchanan Thomas D. Preparing Teacher Candidates to Collaborate with Families and Communities: Standards, Research, and Practice. – URL: https://digitalcommons. georgefox.edu/soe_faculty/217/ (дата обращения: 07.09.2023).
8. Сманцер А. П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компе- тентностного подхода // Вестник Полоцкого университета. Серия Е. Педагогические нау- ки. – 2010. – № 11. – С. 8–12.
9. Сергушин Е. Г., Сергушина О. В. Фор- мирование готовности бакалавров педагогического образования к работе с родителями обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-2. – С. 194–197.
10. Мякишева М. В. Подготовка будущих педагогов к организации взаимодействия с ро- дителями // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-4. – С. 29–32.
11. Кочергина О. А. Подготовка будущих педагогов к работе с родителями в условиях со- временной школы // Kant. – 2021. – № 3 (40). – С. 229–233.
12.Воспитание в современной школе: от программы к действиям / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Сте- панова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Ти- хонова, Е. Ф.
13. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М.: ИСРО РАО, 2020. – 119 с.
14. Макаренко А. С. Книга для родителей. – СПб.: Питер, 2019. – 352 с.
15. Елина Е. Г., Шамионов Р. М. Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, проблемы, решения // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2022. – № 3. – С. 65–70.
16. Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: на- учно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8, № 2 (30). – С. 163–168.