УДК: 
378.017.018.4
Саяпин Василий Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологического образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, sayapinvn16@gmail.com, Саратов
Саяпина Наталия Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, sayapinanat@mail.ru, Саратов

Активизация учебно-познавательной деятельности будущих педагогов при переходе с дистанционного на очное обучение

Аннотация: 
Введение. В статье представлены результаты исследования активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей в условиях перехода с дистанционного обучения, осуществляемого в вузах нашей страны в период пандемии, на реальное очное обучение. Цель статьи – показать, что в этих условиях активизация учебно-познавательной деятельности будущих учителей в процессе организации учебного процесса приобретает новое звучание. Методология исследования – концепция учебной деятельности, деятельностный, компетентностный и личностно ориентированный подходы. Методы исследования: теоретические – анализ литературы по рассматриваемой проблеме; изучение и анализ ООП подготовки будущих учителей различных профилей бакалавриата по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»; проектирование учебных средств, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей; практические – педагогическое наблюдение, беседа. Результаты исследования. Представлены компоненты учебно-познавательной деятельности будущих учителей – целевой, содержательный, операционально-деятельный и оценочный. Обращено внимание на то, что процесс активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей носит целостный и завершенный характер, задействующий каждый из компонентов обозначенной деятельности и обеспечивающий их последовательное прохождение, начиная с целевого и заканчивая оценочным компонентом. Согласно им излагаются рассуждения об активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей в условиях перехода процесса обучения с дистанционного на очный режим. В заключении делается вывод, что в условиях достаточно длительного дистанционного обучения в период пандемии и необходимости использования дистанционных образовательных технологий, преподаватели и студенты накопили богатый опыт работы с информационно-коммуникационными технологиями, который в реалиях уже очного обучения выводит их на новый уровень взаимодействия в освоении будущими учителями дисциплин учебного плана, что нацеливает на поиск оптимальных способов активизации их учебно-познавательной деятельности.
Ключевые слова: 
активизация учебно-познавательной деятельности; будущие педагоги; пандемия; дистанционное обучение; очное обучение
Библиографический список: 

1. Скаткин М. Н. Активизация познаватель- ной деятельности учащихся в обучении. – М., 1965. – 48 с.
2. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
3. Звоненко А. Б. Генезис понятия «учебно-познавательная» деятельность // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2021. – Т. 6, вып. 2. – С. 162–166.
4. Байбаков А. М., Чудина Е. Е. Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов в условиях целостного учебно-воспитательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.–2017.–№3(116).– С. 65–68.
5. Мирошниченко Т. С. Активизация познавательной деятельности будущих учителей технологии // Студенческий форум. – 2020. – № 23-1 (116). – С. 27–29.
6. Саяпин Н. В. Активизация познавательной деятельности будущих учителей при помощи цифровых инструментов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 8. – С. 212–216. DOI: https://doi.org/10.24158/ pp.2022.8.32.
7. Ульянова Л. И. Активизация познавательной деятельности студентов // Образование и воспитание. – 2018. – № 5 (20). – С. 62–64.
8. Ларионов О. И. Активизация познавательной деятельности будущих учителей начальных классов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2019. – Т. 10, № 1. – C. 330–337.
9. Балабанова Е. И. Интерес как условие активизации познавательной деятельности сту- дентов в обучении иностранному языку // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2023. – № 1 (25). – C. 154–161.
10. Томаков В. И., Томаков М. В., Томакова И. А., Коптева Ж. Ю. Интерактивные техно- логии обучения в современном высшем образовании: монография. – Курск: Университетская книга, 2021. – 113 с.
11. Лаврентьев С. Ю., Комелина В. А. Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной активности буду- щих учителей технологии и предприниматель- ства // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – C. 172–180.
12. Маклаева Э. В., Федорова С. В. Активные методы в обучении студентов педагогических вузов // Начальная школа. – 2020. – № 11. – C. 5–7.
13. Сонина О. В. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов посредством проведения деловых игр: монография. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010. – 109 с.
14. Попова Ю. А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза средствами игрового моделирования: авто- реф. дис. … канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2004. – 24 с.
15. Хаитбоева Х. О. Реализация модели активизации познавательной деятельности студентов неязыковых вузов при изучении английского языка // Вестник Педагогического университета. – 2022. – № 3 (98). – С. 35–38.
16. Булан И. Г. Учебный диалог как форма активизации познавательной деятельности студентов СПО // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 3 (57). – С. 36–40.
17. Барабанов Н. А. Активные методы и дистанционное обучение в педагогических вузах // Психологический и педагогический подходы к образованию в цифровом обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2021. – С. 3–4.
18. Саяпин В. Н. ИКТ как средство акти- визации учебно-познавательной деятельности будущих учителей технологии // Гуманизация образовательного пространства: материалы Международного форума. – Саратов: СГУ, 2021. – С. 380–385.
19. Любимова Г. А., Нестеренко Д. И. Влияние модульно-рейтинговой технологии оценки учебных достижений на развитие познаватель- ного интереса студентов: монография. – Волго- град: Волгоградский государственный аграр- ный университет, 2021. – 132 с.
20. Кисметова Г. Н. Лекция в вузе как сред- ство активизации познавательной деятельности студентов педагогического университета: авто- реф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2004. – 24 с.
21. Ешкина Н. И. Активизация познаватель- ной деятельности будущих учителей в процессе проведения теоретического тура олимпиады по педагогике // Педагогические и социальные вопросы образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конфе- ренции. – Тула: Чувашский республиканский институт образования, 2020. – С. 125–128.
22. Сатбаева А. М., Төленді М. А., Бекберенова А. Қ. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 2-5 (70). – С. 177–181.
23. Костякова М. З. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов-бака- лавров в контексте концепции педагогического стимулирования // Преподаватель XXI века. – 2014. – № 3. – C. 83–92.