УДК: 
378.015.3
Фисенко Алексей Андреевич
ассистент кафедры коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, fisenko_sgu@mail.ru, Саратов

Роль куратора в системе педагогической поддержки студентов

Аннотация: 
В статье рассматривается роль и важность деятельности куратора в системе педагогической поддержки студентов. Во введении уточняются такие понятия, как сопровождение и поддержка, касательно как помощи студентам с особыми образовательными потребностями, так и нормотипичным студентам. Говорится о педагогической поддержке в системе психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Также уточняется деятельность куратора и его место в системе педагогической поддержки. Цель статьи – определить роль куратора в системе педагогической поддержки, а также оценить, как студенты воспринимают деятельность куратора в межличностном взаимодействии. На основании полученных результатов сформировать рекомендации для кураторов, оптимизирующие деятельность в системе педагогической поддержки студентов. Методология. Методологическую основу исследования составили труды О. С. Газмана и его последователей, касающиеся педагогической поддержки. С помощью анкетирования студентов оценивалось восприятие профессиональной деятельности куратора в системе педагогической поддержки. Экспериментальная выборка составила 190 человек (студенты первого и второго курса). Мы предполагаем, что у опрашиваемых студентов недостаточно развит уровень самостоятельности, и, следовательно, студенты будут выбирать педагогическое сопровождение, а не педагогическую поддержку, в качестве деятельности куратора. На основании полученных результатов даны рекомендации по проведению куратором необходимых мероприятий со студентами. С помощью предлагаемых мероприятий, по нашему мнению, можно повысить эффективность деятельности куратора. Мероприятия направлены на развитие и поддержку у студентов следующих навыков: навыки коммуникации, навыки саморегуляции, навыки по поиску необходимой информации, навыки решения конфликтных ситуаций, навыки ориентирования на местности и в помещении, а также профессиональные навыки, соответствующие специальности студента. Исходя из результатов исследования, мы приходим к выводу, что в своей деятельности куратору рекомендуется использовать стратегию поддержки, а не сопровождения для развития у студентов самостоятельности. Данное исследование направлено на изучение эффективности системы педагогической поддержки студентов, на улучшение результативности деятельности куратора.
Ключевые слова: 
куратор; педагогическая поддержка студентов; педагогическое сопро- вождение; межличностное взаимодействие; учебная группа
Библиографический список: 

1. Гусейнов А. А. Образование, обучение, воспитание // Ведомости прикладной этики. – 2005. – № 26. – С. 88–102.
2. Фисенко А. А., Коновалова М. Д. Модель психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Специальное образование и социокультурная интеграция. – 2020. – № 3. – С. 411–416.
3. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
4. Степанова Н. А., Лещенко С. Г., Хаи- дов С. К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. – Тула: Тульское производственное полиграфическое предприятие, 2016. – 418 с.
5. Хитрюк В. В., Пономарева Е. И. Модель психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: теоретическое обоснование // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы между- народной научно-практической конференции (20–22 июня 2011, Москва). – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
6. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
7. Васильева Е. Н., Сердюк В. А., Карпо- ва С. Е. Куратор – организатор воспитательного процесса в группе // Образование и воспитание. – 2018. – № 4 (19). – С. 47–48. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3328/ (дата обращения: 14.09.2023).
8. Гуляева Т. В. Роль куратора как организатора педагогического сопровождения студентов младших курсов в процессе профессионального обучения // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – №7. – С. 146–149.
9. Шлюбуль Е. Ю. Педагогическая поддержка студента в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005. – 28 с.
10. Богачёва Е. А. Педагогическая поддержка как фактор повышения качества жизни студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2010. – № 3. – С. 178–181.
11. Богачёва Е. А. Педагогический контекст оптимизации качества жизни студентов // Вест- ник КГУ. – 2012. – № 1. – С. 146–148.
12. Зуб Ж. А. Роль куратора в педагогической поддержке иностранных студентов на начальном этапе обучения // Актуальные проблемы довузовской подготовки: Материалы II международной науч.-метод. конф. / под ред. А. Р. Аветисова. – Минск: БГМУ, 2018. – С. 74–77.
13. Селезнева Е. А. Педагогическая поддержка куратором академической группы студентов педагогического колледжа в процессе их профессионального самоопределения // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск: КГУ, 2019. – С. 259–260.
14. Декина Е. В. Новые подходы к работе куратора студенческой группы // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. 2021. – № 1. – С. 204–207.
15. Яковлева А. Н., Попова С. А. Изучение личности студента в процессе социализации и воспитания в языковом вузе // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie- lichnosti-studenta-v-protsesse-sotsializatsii-i- vospitaniya-v-yazykovom-vuze (дата обращения: 22.11.2022).
16. Стародубцев В. А., Игна О. Н., Бельская Е. Я. Воспитательные роли кураторов и тьюторов в вузах // Вестник ТГПУ. – 2022. – № 5 (223). – С. 148–156.
17. Мальчукова Н. Н. Кураторская деятельность как один из компонентов воспитательного процесса вуза // АНИ: педагогика и психология. – 2019. – № 3 (28). – С. 161–164.
18. Полетайкин А. Н., Монастырская Т. И., Кулешова Н. В., Двуреченская Н. А. К вопросу развития воспитательной работы в вузе посредством повышения эффективности деятельности кураторов // Вестник СибГУТИ. – 2020. – № 4 (52). – С. 53–65.
19. Пазухина С. В. Роль кураторской поддержки в развитии социально ответственного поведения студенческой молодежи // Гуманитарные науки. – 2021. – № 4 (56). – С. 44–53.
20. Chipchase S. Y., Seddon A., Tyers H., Thomas S. Experience of university life by disabled undergraduate students: the need to consider extracurricular opportunities. Disability & Society [Электронный ресурс]. – Routledge, 2023. – P. 1–18. – URL: https://www.tandfonline.com/ doi/epdf/10.1080/09687599.2023.2233687?needAccess=true (дата обращения: 16.09.2023). DOI: 10.1080/09687599.2023.2233687
21. Nabiev V. S., Diakonova O. O. Pedagogical support of university educational activities // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2015. – № 9–10. – P. 71–73.
22. Sergeeva T. V., Samsonova N. V. Linguistic bases of pedagogical support for students in a communicative conflict situation // Russian Linguistic Bulletin. – 2020. – № 2 (22). – P. 115–123.
23. Фисенко А. А., Самсонова О. П. Применение психофизиологического тренинга в сфере высшего инклюзивного образования // Научный потенциал. – 2020. – № 2 (29). – С. 157–160.