УДК: 
376-053.36
Пяткина Екатерина Станиславовна
Кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой реабилитационных технологий, директор, Центр адаптации и реабилитации инвалидов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, соri64@mail.ru, Саратов
Гринина Елена Сергеевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры реабилитационных технологий, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, elena-grinina@yandex.ru, Саратов
Шипова Лариса Валентиновна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры реабилитационных технологий, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, larisashi@yandex.ru, Саратов

Развитие саморегуляции у инвалидов с ментальными нарушениями в процессе реабилитации с использованием аудиокоррекции

Аннотация: 
В статье обсуждается проблема саморегуляции молодых инвалидов с ментальными нарушениями в процессе комплексной реабилитации с применением аудиокоррекции. Отмечается недостаточная сформированность различных структурных компонентов саморегуляции молодых людей с ментальными нарушениями. Подчеркивается значение технологий аудиокоррекции для активизации не только интеллектуальных функций, оптимизации психического состояния, но и развития саморегуляции поведения и деятельности. Цель статьи – исследование динамики саморегуляции молодых людей с ментальными нарушениями в ходе комплексной реабилитации с применением аудиокоррекции. Методология и методы исследования. Исследование саморегуляции молодых людей с ментальными нарушениями проводилось в процессе реализации программы коррекционно-развивающей помощи «Возрождение» с использованием технологии аудиокоррекции «РуЛисен» в условиях реабилитационного центра. В исследовании приняли участие 72 человека с ментальными нарушениями в возрасте от 18 до 40 лет. Для исследования саморегуляции молодых людей с инвалидностью применялись беседа, наблюдение во время беседы и выполнения диагностических заданий, опрос, эксперимент, анкетирование лиц из ближайшего окружения. На констатирующем и контрольном этапах исследования саморегуляции молодых инвалидов с ментальными нарушениями использовались методики: «Самочувствие. Активность. Настроение», «Опросник актуального психического состояния», «Тест цветовых выборов». Результаты исследования. Результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике саморегуляции у инвалидов трудоспособного возраста в процессе применения аудиокоррекции «РуЛисен» в сочетании с другими методами психологической коррекции в процессе комплексной реабилитации в условиях специализированного учреждения. Заключение. Развитие саморегуляции у молодых инвалидов трудоспособного возраста с ментальными нарушениями будет способствовать их позитивной социализации, интеграции в общество, развитию коммуникативных навыков, успешной самореализации в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: 
саморегуляция; инвалид; молодые люди с ментальными нарушениями; комплексная реабилитация; психологическая реабилитация; аудиокоррекция, Томатис-терапия, РуЛисен
Библиографический список: 

1. Рассказова Е. И. Психологическая саморегуляция как фактор успешности управления поведением в различных сферах функционирования личности // Экспериментальная психология. – 2019. – Том 12, № 3. – С. 148–163.
DOI: 10.17759/exppsy.2019120312.
2. Vicente E., et al. Self-determination in people with intellectual disability: The mediating role of opportunities // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2020. – № 17. – P. 6201.
3. Inzlicht M., et al. Integrating models of self-regulation // Annual review of psychology. – 2021. – № 72. – P. 19–345.
4. Велиева С. В., Велиев А. Р., Ешмейки-на С. В. Стратегии поведения и саморегуляции подростков при разных психических состояниях // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 7 (121). –
URL: https://research-journal.org/archive/7-121-2022-july/strategies-of-behav... (дата обращения: 25.09.2023). DOI: 10.23670/IRJ.2022.121.7.105.
5. Мурзина Т. Ф. Концептуальные, организационные и методические основы социокультурной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ, 2022. – С. 198–202.
6. Самойлюк Л. А., Логунова К. Г., Хрипко О. С. Взаимосвязь саморегуляции и социальной адаптации подростков с интеллектуальными нарушениями // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2021. – № 2. – С. 93–97.
7. Mol T. I., et al. Self-regulation as rehabilitation outcome: what is important according to former patients? // Disability and Rehabilitation. – 2022. – Vol. 44, no. 24. – P. 7484–7490.
8. Vervoort J., de Voigt M. LISTEN to LIVE-our Brain and Music: The Tomatis Listening training and therapy. – Paragon Publishing, 2018.
9. Jóźwiak K., Bujacz M., Królak A. The design of digital audio filter system used in tomatis method stimulation // Journal of Automation Mobile Robotics and Intelligent Systems. – 2019. – № 13 (1). – P. 73–78.
10. Zhan J., Chen C. Effect of audio training on executive dysfunction in patients with stroke // Chinese Journal of Cerebrovascular Disease. – 2016. – № 13 (7). – P. 356–359.
11. Zhang J., et al. Effects of auditory training on cognitive function in patients with stroke // Chinese Journal of Behavioral Medicine and Brain Science. – 2016. – № 25. – P. 905–908.
12. Пяткина Е. C., Гринина Е. С., Шипова Л. В., Тезикова Е. А. Динамика эмоционального состояния молодых людей с инвалидностью в комплексной реабилитации с применением аудиокоррекции «РУЛИСЕН» // Научное мнение. – 2023. – № 7–8. – С. 62–70.
13. Пяткина Е. С., Гринина Е. С., Шипова Л. В., Тезикова Е. А. Программа комплексной реабилитации молодых людей с ментальными особенностями с применением аудиокоррекции «Возрождение» // Научное мнение. – 2023. –
№ 5. – С. 45–53.