УДК: 
159.923.2+[616-036.21:578.834.1]
Селиванова Юлия Викторовна
Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, Саратовский государственный национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского, juliaselivanova@mail.ru, Саратов
Шаров Алексей Александрович
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, sha555da@mail.ru, Саратов
Хмелькова Ольга Владимировна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, hmelkova2810@gmail.com, Саратов

Соотношение характеристик личностного самоопределения и восприятия пандемии студентами с ОВЗ

Аннотация: 
В статье актуализируется необходимость изучения факторов и механизмов личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности при взаимодействии с усложняющейся социальной средой (на примере восприятия пандемии COVID-19), а также его влияния на психику и социально-психологические характеристики студенческой молодежи, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья. Цель статьи – выявить и обосновать взаимосвязь характеристик личностного самоопределения и восприятия пандемии студентами с ОВЗ. Методология. Факторы и механизмы личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности исследовались с помощью авторской методики. Восприятие пандемии оценивалось по шкале страха COVID-19 и опроснику «Восприятие пандемии COVID-19». С помощью статистических процедур определялись взаимосвязи между данными категориями. Результаты исследования. Определены взаимосвязи между факторами личностного самоопределения и шкалами восприятия пандемии студентами с ОВЗ: переосмысление собственных жизненных целей, деятельности с учетом мер профилактики; угроза реализации планов студентов с ОВЗ на будущее, увеличение роли контроля над ситуацией, ограничение социальной активности студентов в период пандемии, переосмысление личностной позиции по отношению к выбранной профессии, активизация личностных адаптационных ресурсов в рамках учебной деятельности и преодоление трудностей в ходе учебного взаимодействия. Заключение. Полученные данные вносят определенный вклад в изучение проблематики восприятия пандемии обучающимися с ОВЗ, а также пригодны к использованию для построения модели сопровождения студентов с ОВЗ в рамках усложняющейся социальной среды с учетом выделенных факторов личностного самоопределения и их взаимосвязи с характеристиками восприятия и отношения к COVID-19.
Ключевые слова: 
активность; личностное самоопределение; студенты с ограниченными возможностями здоровья; коронавирусная инфекция; угроза для жизни; страх; контроль пандемии; ресурсы адаптации
Библиографический список: 

1. Харламенкова Н. Е., Быховец Ю. В., Дан М. В., Никитина Д. А. Переживание неопределенности, тревоги, беспокойства в условиях COVID-19 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/covid-19/kommentarii-eksp/har-1... (дата обращения: 30.04.2020).
2. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Исследования психического состояния людей в условиях пандемии COVID-19 // Современная зарубежная психология. – 2021. – Т. 10, № 1. – С. 48–56. DOI: 10.17759/jmfp.2021100105.
3. Li W., Yang Y., Liu Z. H., Zhao Y. J., Zhang Q., Zhang L., Xiang Y. T. Progression of Mental Health Services during the COVID-19 Outbreak in China // International Journal of Biological Sciences. – 2020. – Vol. 16 (10). – P. 1732–1738. DOI: https://doi.org/10.7150/ijbs.45120
4. Husky M. M., Kovess-Masfety V., Swendsen J. D. Stress and anxiety among university students in France during Covid-19 mandatory confinement // Comprehensive Psychiatry. – 2020. – Vol. 102. – Р. 152191. DOI: 10.1016/j.comppsych.2020.152191
5. Aschwanden D. [et al.] Psychological and Behavioural Responses to Coronavirus Disease 2019: The Role of Personality // European journal of personality. – 2021. – Vol. 35, № 1. – P. 51–66. DOI: 10.1002/per.2281/
6. Бачило Е. В. Психическое здоровье населения в период пандемии COVID-19 // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2020. – Т. 120, № 10. – С. 130–136.
7. Корабельникова Е. А. Тревожные расстройства в условиях пандемии COVID-19 // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2021. – № 1. – С. 79–85.
8. Sankhi S., Marasine N. R. Impact of COVID-19 Pandemic on Mental Health of the General Population, Students, and Health Care Workers // Europasian Journal of Medical Sciences. – 2020. – 2 (Covid-19 Special Issue). – P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.46405/ejms.v2i2.131.
9. Huang Y., Wang Y., Zeng L., Yang J., Song X., Rao W., Li H., Ning Y., He H., Li T., Wu K., Chen F., Wu F., Zhang X. Prevalence and Correlation of Anxiety, Insomnia and Somatic Symptoms in a Chinese Population During the COVID-19 Epidemic. Front Psychiatry. – 2020. – Aug 28. – № 11. – P. 568329. DOI: 10.3389/fpsyt.2020. 568329.
10. Шаров А. А. Особенности проявления киберагрессии к контенту по тематике COVID-19 (пилотажное исследование на примере молодежи) // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 2 (192). – С. 433–437.
11. Усова Н. В., Арендачук И. В., Кленова М. А. Диагностика характеристик активности личности в условиях вынужденных социальных ограничений [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – № 3. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN321.pdf (дата обращения: 20.09.2023).
12. Арестова О. Н., Взорин Г. Д. Динамика отношения студентов к мероприятиям по сохранению здоровья и профилактике заболеваний на разных этапах развития пандемии COVID-19 // Вестник московского университета. Серия 14: Психология. – 2021. – № 3. – С. 65–82. DOI: 10.11621/vsp.2021.03.04.
13. Сорокоумова Е. А., Чердымова Е. И., Пучкова Е. Б., Темнова Л. В. Студенты в период пандемии COVID-19: понимание ситуации самоизоляции // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. – 2020. – № 3. – С. 196–205. DOI: 10.26653/2076-4650-2020-3-18.
14. Кисляков П. А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5 (47). – С. 343–356. DOI: 10.32744/pse.2020.5.24.
15. Блинова Т. В., Вяльшина А. А., Ножкина И. А. Гендерные аспекты самосохранительного поведения студентов города Саратова в период пандемии COVID-19 // Экология человека. – 2021. – № 9. – С. 55–63. DOI: 10.33396/1728-0869-2021-9-55-63.
16. Харламова Т. М. Специфика психического состояния и копинг-стратегий студентов при дистанционном обучении в условиях пандемии COVID-19 // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2020. – № 1. – С. 26–39. DOI: 10.24411/2308-7218-2020-10103.
17. Camacho-Zuñiga C., Pego L., Escamilla H., Hosseini S. The impact of the COVID-19 pandemic on students’ feelings at high school, undergraduate, and postgraduate levels [Электронный ресурс]. – 2021. – Heliyon. – № 7 (3). – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844021005703#bib16 (дата обращения: 21.09.2023).
18. Дейкова Т. Н. Влияние самоизоляции в условиях пандемии COVID-19 на двигательную активность студентов специальной медицинской группы // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 1 (103). – С. 127–130.
19. Петрова Е. А., Назаренко В. В. Выраженность ситуативной и личностной тревожности у студентов вуза с ОВЗ и инвалидностью в период пандемии // Консультативная психология и психотерапия. – 2021. – Т. 29, № 2. –
С. 48–61. DOI:10.17759/cpp.2021290203.
20. Тарабрина Н. Ю. Качество жизни студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в период пандемии COVID-19 по данным опросника SF-36 // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Т. 5, № 4. –
С. 63–74. DOI: 10.51871/2588-0500202105046.
21. Кириллова В. И., Фокина Н. И. Современная западная философия. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.
22. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб.: А-cad, 1994. – 408 с.
23. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
24. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. … д-ра психол. наук. – М., 1996. – 60 с.
25. Реан А. А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
26. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1985. – № 6. – С. 26–37.
27. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – 495 с.
28. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
29. Леонтьев Д. А. Развитие личности в норме и затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10, № 3. – С. 97–106.
30. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Шаров А. А., Хмелькова О. В., Щетинина Е. Б. Диагностика характеристик личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9, № 5. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf. (дата обращения: 21.09.2023).
31. Reznik А., Gritsenko V., Konstantinov V., et al. COVID-19 Fear in Eastern Europe: Validation of the Fear of COVID-19 Scale [Электронный ресурс] // International Journal of Mental Health and Addiction. – 2020. – May. – P. 1–6. DOI: 10.1007/s11469-020-00283-3 (дата обращения: 30.08.2023).
32. Первичко Е. И., Митина О. В., Степанова О. Б., Конюховская Ю. Е., Дорохов Е. А. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года // Клиническая и специальная психология. – 2020. – Т. 9, № 2. – С. 119–146. DOI: 10.17759/cpse.2020090206
33. Первитская А. М. Математические методы в психологии. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. – 70 с.
34. Сычев О. А., Гордеева Т. О., Виндекер О. С., Довгер М. А., Титова Граншам В. А. Оптимизм и страх заражения как предикторы следования рекомендациям оставаться дома во время пандемии COVID-19 // Консультативная психология и психотерапия. – 2021. – Т. 29, № 3. – С. 24–44. DOI: 10.17759/cpp.2021290303.
35. Кольцова И. В., Долганина В. В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 4. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf (дата обращения: 30.08.2023).